Палата представителей Национального собрания 19 сентября 2023 года приняла в первом чтении проект Закона Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации".
С 22 сентября по 2 октября проходило общественное обсуждение проекта закона. Документ вызвал большой общественный интерес — в ходе обсуждения в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 562 сообщения от пользователей.
Особо острые вопросы граждан специалисты разбирали в пятницу на пресс-конференции в пресс-центре Дома прессы, а "Смартпресс" попытался разобраться, какие перемены он может принести товариществам собственников или самим жильцам.
Итак, какие изменения предусматривает законопроект?
По словам заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Андрея Ромашко, документ направлен на совершенствование управления общим имуществом совместного домовладения, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности жилых домов, их надлежащего содержания.
При действующем законодательстве у министерства имеется ряд вопросов по деятельности организаций — товариществ собственников (ТС) и организаций застройщиков.
Первое, что предлагается:
- усилить ответственность председателей правлений организаций собственников за несоблюдение законодательства по управлению общим имуществом совместного домовладения, в том числе по качественному и своевременному обеспечению предоставления ЖКХ-услуг, содержанию общего имущества совместного домовладения и придомовой территории, а также за невыполнение законных требований местных исполнительных и распорядительных органов.
Что именно вызывает нарекания? По словам Ромашко, прежде всего, претензия в отсутствии прозрачности финансовых вопросов, расходования средств ТС. "С 2021 года каждое десятое обращение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства связано с деятельностью товариществ собственников. Половина из них — жалобы и нарекания на деятельность руководства, — сказал замминистра. — 10% таких нареканий тем или иным образом связаны с нарушениями в части финансово-хозяйственной деятельности. Например, расходование средств, собираемых на капитальный ремонт, ежемесячных взносов и другое".
Он подчеркнул, что единственным регулятором взаимоотношений здесь являются местные исполнительные и распорядительные органы, которые обязаны обеспечивать контроль за эксплуатацией жилищного фонда в целом и за деятельностью товариществ собственников в частности. На них и ложится основная нагрузка.
Ромашко пояснил, что проект закона предусматривает дополнительную меру в виде возможности для местных исполнительного и распорядительного органа аннулировать аттестат соответствия председателя товарищества собственников, что в дальнейшем не позволит ему выполнять обязанности главы правления.
Третья корректировка:
- изменение подходов к аккумулированию денежных средств от вносимой плательщиками платы на капитальный ремонт.
Т.е. предусматривается норма, предписывающая следующее: с момента вступления новой редакции закона в силу организация собственников жилых помещений (вне зависимости от способа управления) отчисляемые на капремонт средства будут направлять не на свои банковские счета, а на счета местных органов власти.
Замминистра Ромашко отметил, что это вызвано в первую очередь необходимостью "единообразной организации проведения капитального ремонта". "Отчисление на капремонт — обязанность каждого собственника, — напомнил он. — А есть случаи, когда в товариществах собственников эти средства идут не по назначению. Поэтому мера направлена на защиту граждан".
Чиновник пояснил, что государственный бюджет сегодня участвует в проведении капитального ремонта в жилом фонде более чем на 50% от стоимости этого ремонта. "Поэтому посчитали целесообразным, чтобы все платили на единый счет местного органа власти", — добавил он.
Ромашко уточнил, что обязанность направлять средства на счета местных органов появится только со вступлением в силу новой редакции закона. "Средства, уже имеющиеся на банковских счетах ТС, останутся на этих счетах и в распоряжении ТС. Они могут сами направлять их на капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов (к примеру, на ремонт кровли) или внести на счета распорядительных органов при постановке дома на капремонт", — сказал он.
Еще одно новшество законопроекта:
- упрощенный процесс ликвидации товарищества собственников.
Прежде всего, это касается организаций, которые только числятся как юрлица, а на самом деле никакой хозяйственной деятельности не ведут.
"Сегодня в Беларуси порядка 10,5 тысяч товариществ собственников и организаций-застройщиков. И около половины из них — это организации, существующие только на бумаге и не ведущие деятельность ввиду отсутствия председателя правления или самого правления", — продолжил Ромашко.
Документ также предлагает новый порядок выбора или назначения председателя правления товарищества собственников.
В частности речь о том, что товарищество может управлять только одним многоквартирным домом. Соответственно предполагается, что один председатель может управлять только одним товариществом и не может вести несколько домов, как сейчас.
На многочисленные вопросы, как же быть ТС, которые совместно владеют, например, детской площадкой во дворе, чиновник пояснил: речь идет в основном о таких товариществах, дома которых "разбросаны по городу". Он отметил, что если дома товарищества находятся в разных районах, то не может быть у них общего имущества, как у тех же домов, расположенных рядом в пределах одного двора.
Он заверил, что окончательное решение о принятии документа во втором чтении депутаты Палаты представителей будут принимать с учетом собранных мнений.
У людей есть вопросы!
Председатель правления Союза товариществ собственников и жилищных потребительских кооперативов Ирина Чернявская рассказала, что за последний квартал по вопросу подготовки законопроекта в организацию обратилось "столько человек, сколько не обращалось за все 8 лет ее существования".
"Этот закопроект — это теория, и практики в нем очень мало. На практике он работать не будет. Он вызовет волнение народа и вал обращений и вопросов, которые мы будем разгребать еще пять лет", — заявила она.
Она озвучила несколько основных вопросов, которые волнуют людей.
Например, один председатель — один дом. Почему так? "Ведь председатель правления не занимает особую должность, не является госслужащим, у него нет никаких привилегий, и ему не устанавливают никаких гарантий", — зачитала глава союза.
По ее словам, такое нововведение — ущемление прав самих собственников. "В настоящее время председатели работают в нескольких товариществах. Это вполне оправдано, так как нет смысла предлагать председателю полную ставку с графиком работы в течение всей недели в маленьких товариществах, состоящих из 20-50 квартир. Иначе, маленькие организации останутся без председателя, так как не смогут обеспечить ему минимальную зарплату".
По ее словам, организаций, где одно ТС заведует общим имуществом нескольких домов, в стране не мало — около 40%. Получается что: с вступлением в силу обновленного закона, они будут вынуждены ликвидироваться, а товарищества организаций-застройщиков вынуждены будут перейти в ЖКХ, что увеличит нагрузку на последние?
"Если этот проект обретет юридическую силу, он ударит и по регионам. Там председатели правлений товариществ получают зарплату не более 200 рублей за дом до вычета налогов. Если председатель ведет 10 домов, и в сумме набегает 2 тысячи рублей, то вычтите налоги, и получается сумма, приближающаяся к средней зарплате по стране, — продолжила Чернявская. — Из проведенных опросов жильцов, мы видим, что они не согласны с предложением ограничить должность председателя одним домом. На практике председатели прекрасно управляются и с тремя, и с четырьмя домами. При этом снижается нагрузка на самих собственников в плане отчислений за зарплату председателю".
Что предлагает Союз товариществ собственников и жилищных потребительских кооперативов по озвученным вопросам?
- Установить порог в 1500 лицевых счетов на работу одного председателя правления либо объем работы до 2 ставок;
- не разделять дома в ТС, которые имеют на балансе несколько домов;
- исключить запрет на занятие должности председателя правления более чем в одной организации;
- средства капитального ремонта, собранные в ТС, не забирать на баланс города или республики;
- дать возможность застройщику самостоятельно инициировать общее собрание и предоставить ему право выбор способа управления;
- исключить аннуляцию аттестата.
Сейчас проект Закона "Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации" проходит необходимые процедуры согласования и готовится ко второму чтению. Будут ли учтены пожелания и возражения всех сторон, узнаем по итогам следующего рассмотрения документа.