Врожденный гипотиреоз — эндокринологическое заболевание, проявляющееся недостаточностью выработки гормонов щитовидной железы.
Его выявление очень важно для педиатров и детских эндокринологов. От того, насколько быстро будет поставлен диагноз и назначено лечение, зависит судьба ребенка, заявила главный детский внештатный эндокринолог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Елена Кислая на пресс-конференции в Минске в среду.
"Это очень важно, потому что гормоны щитовидной железы участвуют в формировании в том числе центральной нервной системы ребенка, и при их дефиците возникают дефекты. В результате это может привести к глубокой инвалидизации ребенка", — сказала она.
В Беларуси скрининг на врожденный гипотиреоз проводится в первые дни жизни ребенка. "Анализ берется у доношенных детей на 3-5 сутки жизни, у недоношенных — на 7-14 сутки", — отметила специалист.
Далее информация передается в поликлинику по месту жительства. Если выявлены проблемы, ребенка направляют на консультацию к эндокринологу.
Сегодня в столице под наблюдением находятся 64 ребенка с врожденным гипотиреозом. В среднем в год выявляется от 2 до 4 случаев этой патологии и лечение назначается в сроки до одного месяца.
Еще одно опасное заболевание — аутоиммунный тиреоидит. Это патология не столько щитовидной железы, сколько иммунной системы, которая в какой-то момент дает сбой, воспринимает собственные клетки щитовидной железы как чужеродные и начинает их разрушать.
Аутоиммунный тиреоидит в большинстве случаев является причиной возникновения первичного гипотиреоза, пояснила Кислая. По ее словам, единственный метод лечения этой патологии — заместительная гормональная терапия. "Слово гормоны для многих людей что-то темное и страшное, но в данной ситуации это единственное необходимое лечение", — подчеркнула она.
"Иногда мамы спрашивают: А если назначить большие дозы йода, может, со временем все встанет на свои места? Безусловно, йод — это субстрат для синтеза гормонов щитовидной железы. Но заработать она не может, потому что при аутоиммунном тиреоидите иммунная система успевает разрушить значительную часть щитовидной железы и этому субстрату просто некуда попадать", — констатировала эндокринолог.