Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с экспертами Белорусской научно-промышленной ассоциации проанализировал  предложения Комитета госконтроля по совершенствованию системы налогообложения индивидуальных предпринимателей и внесению изменений в Налоговый кодекс (НК).  Посчитал их неоднозначными и контрпродуктивными. 

налоги1.jpg

"Мы считаем, что предложения контролирующих органов даны в отрыве от общей концепции налогообложения, они в принципе нарушают баланс построения системы налогообложения, установленной для регулирования самозанятых лиц, ИП и микроорганизаций. На наш взгляд,  сам факт рассмотрения налогообложения ИП без пересмотра в совокупности подходов – это контрпродуктивно", - говорится в комментарии бизнес-союзов.

Необдуманность в налогообложении ИП чревата последствиями и для их потребителей

Как сообщалось, КГК предлагает рассмотреть возможность постепенной отмены единого налога для ИП и перевода их на упрощенную систему налогообложения с установлением дифференцированных ставок налога в зависимости от вида деятельности, оборота, затрат на деятельность. При этом вводить эти изменения КГК предлагает для предпринимателей, которые занимаются "высокодоходными видами деятельности".

В РСПП в свою очередь, отмечает, что можно было бы сохранить единый налог для индивидуальных предпринимателей, непосредственно производящих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги без привлечения наемных сотрудников независимо от вида деятельности. "С другой стороны, ИП, использующие наемный труд, могут быть приравнены в правах и обязанностях с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения", - полагают в союзе.

Предложение КГК о повышении ставок налога при УСН до размера подоходного налога для ИП, оказывающих услуги по управлению, маркетинговые, консультационные, аудиторские, юридические, бухгалтерские, услуги по предоставлению информации и т.п. в РСПП назвали неоднозначным.

По мнению КГК, затраты при оказании таких услуг незначительны, а если увеличить налог, это поспособствует трудоустройству ИП в штат организаций, увеличит приток взносов в ФСЗН, а компаниям станет невыгодно "заключать разовые договоры с целью вывода средств".

"Учитывая специфику подобных услуг, мы считаем подозрения в попытках обналичивания денежных средств путем оплаты услуг специалистов – ИП, привлекаемых на условиях аутсорсинга (консультанты, юристы-лицензиаты, аудиторы, бухгалтера, специалисты по таможенному оформлению, маркетологи, системные администраторы) безосновательными. Чаще всего передача на аутсорсинг части вспомогательных функций – это насущная необходимость для множества компаний, которые не в состоянии содержать в штате узких специалистов. Тем более что в таких услугах мелкий бизнес нуждается периодически, не на системной основе, иногда несколько часов в месяц", - отметили в РСПП. 

"Не говоря уже о том, что специалист высокого уровня вряд ли согласится оформиться на 0,1 или даже 0,25 ставки или в качестве временного работника на срок до 2 месяцев в угоду контролирующим органам, поскольку многую работу он делает удаленно, без обязательного захода в офис. А кроме того, трудовое законодательство серьезно ограничивает временными рамками отработки часов таких работников", - добавили в союзе.

В РСПП обратили внимание, что необдуманность в подходах к налогообложению может повлечь негативные последствия для рядовых потребителей (рост себестоимости и цен, ухудшение доступности ряда услуг). 

Предложения по сокращению затрат ИП требуют дополнительной проработки 

деньги.jpg

"Вызывает много вопросов предложение КГК запретить включать в затраты, учитываемые при налогообложении, стоимость услуг ИП или иного физического лица, которые являются учредителем и (или) руководителем, бухгалтером либо работником коммерческой организации, входящим в ее штат, а также когда ИП является аффилированным лицом этой компании", - констатировали в РСПП.

В союзе напомнили, что с 2019 года в стране действует новая редакция НК, в которой реализованы антиуклонительные нормы. "С нашей точки зрения, имеющихся в НК ограничений, в том числе введенных в этом году, вполне достаточно. Попытки запретить совмещение и совместительство профессий и должностей, ограничить возможность аренды личных автомобилей и иного имущества лишь станут дополнительным барьером, затрудняющим работу частных компаний", - уверены в РСПП. 

Если речь идет об оказании услуг ИП юридическому лицу, в котором эти граждане – ИП - работают по трудовому договору, то данное предложение уже реализовано в Налоговом кодексе – введена ставка налогообложения 16%, напомнили в союзе. "Если речь идет о неопределенном круге лиц, то не очевидно, каким образом эти лица будут выяснять аффилированность и характер трудовых отношений ИП", - заметили в РСПП. 

Высокая комиссия за снятие наличных серьезно ударит по некоторым предпринимателям

Как полагают в РСПП, предложения, направленные на сокращение наличного денежного оборота, требуют комплексного решения вопроса о стоимости безналичных расчетов в стране (эквайринг, вознаграждения ЕРИП и т.д.). В союзе отметили, что на сегодняшний день предложенный подход по увеличению доли безналичных расчетов уже постепенно реализуется в отдельных секторах экономики (например, проект изменений Указа №504 полностью запрещает наличные расчеты по сделкам с транспортными средствами).       

"Введение высокой комиссии за снятие наличных (13%), по сути, означает вторичное обложение фискальным платежом одной и той же налоговой базы – выручки ИП свыше Br3 тыс. рублей в месяц, это, на наш взгляд, станет серьезным ударом по некоторым предпринимателям", - заявили в союзе. 

Там также обратили внимание, что среди 22 рекомендаций группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO) для Беларуси, вопрос наличных расчетов не упоминается, что, на взгляд РСПП, "иллюстрирует несостоятельность суждений контролирующих органов о том, что объем наличных денег коррелирует с  масштабами коррупции и наоборот".

Предложение об увеличении отчислений в ФСЗН непроработанное и дискриминационное

По мнению КГК, "нагрузка по социальным обязательствам перед государством у ИП и организаций существенно отличается, что создает неравные условия хозяйствования". Поэтому предлагается увеличить нижний порог хотя бы для "нематериалоемких" видов деятельности.

"Мы считаем, что позиция о том, что неравенство в налоговой нагрузке между юридическими лицами и ИП компенсируется преимуществами первых в ресурсах и других факторах – не имеет под собой четких оснований", - заявили в РСПП. "Основание уплаты гражданами взносов в ФСЗН – это обеспечение пенсионных выплат, речь о неких социальных обязательств граждан перед государством вряд ли идет – скорее, наоборот", - заметили в союзе.

Предложение об увеличении отчислений в ФСЗН для "нематериалоемких" видов деятельности РСПП представляется "непроработанным и дискриминационным". "Так, например, резиденты ПВТ, оказывающие нематериалоемкие услуги, отчисляют взносы в ФСЗН наоборот на более льготных условиях, чем организации материального сектора. При этом в выигрыше останутся те индивидуальные предприниматели, которые имеют номинальное место работы (на 0,1 ставки) по трудовому договору и вообще не являются плательщиками взносов", - отметили в союзе.

"С нашей точки зрения, одновременное увеличение ставок налога при УСН, отказ от единого налога и рост взносов в ФСЗН массово вытолкнет предпринимателей в "теневую" экономику", - говорится в комментарии.

Ужесточение мер ответственности – это тупиковый путь

суд_3.jpg

"На первых курсах юридических ВУЗов учат: юридическая ответственность должна быть не жестокой, а неотвратимой. Истории не известны примеры построения эффективной экономики и процветающей страны методами уголовного преследования. В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, последствия которого станут наиболее очевидны в ближайшие несколько лет, необходимо рассматривать перспективы выживания отдельных сфер бизнеса, открытия новых бизнес-проектов и развития действующих устойчивых на рынке субъектов хозяйствования", - подчеркивают в РСПП.

В союзе заметили, что вывод денег из компаний и минимизация налогов с помощью различных схем, в том числе с участием ИП, – явление достаточно распространенное. "Но, во-первых, такие схемы, если их основной целью является исключительно занижение налогов, могут и должны разоблачаться в соответствии с законодательством, в котором для этого уже создано множество инструментов, включая знаменитый пункт 4 статьи 33 НК", - полагают в РСПП.  

"Создавая запретительные барьеры против таких схем, в итоге мы получим блокирование работы добросовестных предпринимателей", - отметили в союзе. "Во-вторых, такие схемы являются реакцией бизнеса на чрезмерное налоговое бремя. Так, по данным Всемирного банка общая ставка налогов и взносов в Беларуси составляет 53,3% от прибыли, что больше, чем в регионе (31,7%), странах ОЭСР (39,9%) и, в частности, в Швеции (49,1%). Основная причина – именно налоги на фонд оплаты труда, которые составляют 39% от прибыли среднестатистического предприятия — в 1,7 раза выше, чем в странах ОЭСР и значительно выше, чем в Литве (21,4%), Польше (24,7%), России (35,4%) и Швеции (35,5%). При этом в целом налоговая нагрузка в Беларуси, составляющая с учетом ФСЗН около 37,8%, существенно выше, чем в странах ЕАЭС и большинстве стран ЕС", - констатировали в РСПП.

"Подоходный налог и ФСЗН составляют около 1/4 затрат организаций на рабочую силу. Эти издержки особенно болезненны для тех видов деятельности, где требуются высококвалифицированные и, соответственно, хорошо оплачиваемые кадры. Именно налоговая нагрузка демотивирует предприятия создавать высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, вынуждает белорусских бизнесменов обращаться к "серым" и "черным" схемам", - считают эксперты РСПП. 

По их мнению, решить эту проблему можно лишь путем реализации пенсионной реформы и снижения "зарплатных" налогов. 

Любые изменения  в налоговом законодательстве не должны быть ранее 2022 года 

Как отмечают в РСПП, изменения в налоговое законодательство должны осуществляться  в правовом поле с обязательным обоснованием и экономическими расчетами, нельзя принимать ключевые решения, не просчитав возможных последствий.

"Малый бизнес понес значительные потери из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и политических событий. По данным МНС число ИП -плательщиков единого налога за два последних года сократилось на четверть. Зато число ИП, применяющих УСН за пять лет выросло на 41,7%, а их доля в общей численности ИП – с 56,7 до 70,4%", - обратили внимание в союзе. 

"Очевидно, что процесс изменения налогообложения уже запущен. Однако, тем не менее, при всей необходимости корректировки подходов к налогообложению нововведения должны подразумевать долгосрочную перспективу", - подчеркнули в РСПП.

По их мнению, с учетом сложной экономической и эпидемиологической ситуации до получения общей картины налоговых поступлений за первое полугодие 2021 года, которая будет иллюстрировать реальные итоги работы бизнеса во второй половине 2020 – первой половине 2021 года, а также отражать наметившиеся тенденции, рассматривать возможность изменения подходов к налогообложению ИП не следует.

В РСПП считают необходимым системную сбалансированность налогообложения по всей "вертикали" организационно-правовых форм ведения хозяйственной деятельности – от самозанятых и ИП до юридических лиц. "Но в любом случае любые изменения  в налоговом законодательстве могут быть внесены не ранее 1 января 2022 года", - подчеркивают  в РСПП.