Лето для перевозчиков началось со сложностей. 1 июня польские власти ограничили передвижение грузовых автомобилей с белорусской и российской регистрацией через погранпереход "Кукурыки — Козловичи". Чуть позже, 5 июня, уже литовская сторона ужесточила проверки санкционных товаров для перевозчиков, из-за чего очереди фур на границе выросли. Наконец, 22 июня стало известно, что Беларусь вводит запрет на перецепку на своей территории польских прицепов. Мы заглянули в несколько магазинов польских товаров и поговорили с экспертами, чтобы выяснить, как ситуация на границе повлияет на потребителей.
"Никто не хочет потерять рынок"
Польские бренды представлены в магазинах Беларуси сетью магазинов одежды Sinsay и Reserved, косметикой Ziaja, Bielenda, Eveline и некоторыми другими, мебелю Signal, обувью Rylko и Baldowski. В некоторые торговые точки мы заглянули, чтобы узнать, что и за сколько продается.
Немногочисленные посетители бутика Rylko в Green City задумчиво топчут пол, выбирая новые босоножки. Стоимость летней обуви здесь начинается от 150 руб., средняя цена — 250-270 руб., есть остатки прошлогодних коллекций, действуют скидки.
— О проблемах на границе не слышали, договариваемся о новых поставках, — односложно комментирует продавщица Rylko.
Продукция Ziaja позиционируется как органическая косметика из натуральных компонентов и по цене чуть выше белорусской. Предлагаются кремы для лица (10-20 руб. за 50 мл), тела и рук, шампуни (6-10 руб. за 400 мл), бальзамы и кондиционеры, детская косметика, кремы для проблемной кожи и пр.
По словам директора ООО "МойМагазинБел", представителя косметики Ziaja в Беларуси, Марины Горленко, ситуация на польской границе "никак не повлияет" на продажи.
— Поляки хотят продолжать поставки и готовы работать, цепочки восстановились. Риски увеличения цены есть, однако бренд завоевал потребителей определенной ценовой ниши и хочет в ней оставаться. Издержки лягут на нашу компанию и производителя, никто не хочет потерять рынок.
"Стоимость грузоперевозок не изменилась"
Спрятана в ценнике на товар и стоимость грузоперевозок. За комментарием мы обратились в международную логистическую компанию STALOGISTIC, которая за 20 лет работы открыла 15 офисов в 7 странах. В их числе — Польша.
Заместитель директора по региональному развитию Игорь Ковалев считает польское направление "оптимальным и удобным транзитным путем" европейских грузов на восток, преимущественно в Россию.
— Это направление всегда было популярным с точки зрения бизнеса, поэтому, наверное, и заградительных барьеров в части банковских трансферов, как в балтийском регионе, здесь нет. Перевозчики этой страны, среди которых хватает и белорусских компаний, зарегистрированных в Польше, продолжают возить грузы в Беларусь и Россию, только на изменившихся условиях, — комментирует ситуацию эксперт.
Польские власти разрешили пересекать погранпереход "Кукурыки — Козоловичи" фурам только на европейской регистрации и запретили перецепку белорусских прицепов и полуприцепов.
По данным Игоря Ковалева, "бизнес подстроился, перестроился и работает. Сейчас происходит определенная оптимизация схем доставки".
Говоря о ценах, руководитель не исключает: из-за усложнения логистики цена товаров может вырасти, однако пока этого не произошло.
— Новые правила снизили количество грузов, транспорта предлагается больше. В результате стоимость грузоперевозок не изменилась, а в некоторых направлениях даже упала, соответственно, цены на товар остались прежними, — объясняет специалист.
"Понятие дефицита в наше время неуместно"
Независимый аналитик, кандидат экономических наук Александр Козлов подчеркивает: решение польских властей осложнило логистическую цепочку, но не коснулось наличия в наших магазинах европейских товаров.
— Закрытие границы не скажется на потребителях критическим образом, ведь речь не о запрете продажи конкретных товаров. Впрочем, даже и в этом случае они могут быть доставлены через другие страны, — убежден эксперт.
Тем, кто привык к определенному бренду обуви или одежды, поставки которых оказались под угрозой, специалист рекомендует обратить внимание на продукцию иных производителей.
— Понятие дефицита товаров широкого потребления в наше время — неуместно и глупо: в отсутствие продукта одного производителя его в короткие сроки заместит другой, причем аналогичного качества. Переживать стоит за уникальные позиции, позволяющие получать высокие достижения в производстве, науке и спорте — средства производства, оборудование, медицинские препараты, витамины, профессиональная спортивная экипировка, измерительные приборы, — уверен Александр Козлов.
Поскольку обходные пути уже проложили после введения санкций, полагает собеседник, факт закрытия границы не сильно повлияет или вообще не повлияет на цену товара.
Субъективный подход к цифре на ценнике у владельцев торговых точек ограничен государственной политикой, запретившей поднимать цены необоснованно. Розничным продавцам и производителям приходится делиться своей доходностью, чтобы исключить риск потери рынка.
— Товары, которые мы покупаем, — это, как правило, продукты с высокой добавленной стоимостью. Производитель может позволить себе поделиться доходностью, снизив цену, — говорит специалист.
Что будет дальше?
По просьбе Smartpress.by, крупнейшая в России и странах СНГ биржа международных автогрузоперевозок ATI.SU поделилась данными о товарообороте между Польшей, РФ и РБ на примере своей клиентской базы и сделала прогнозы относительно ближайшего будущего в логистической сфере, в том числе – ценообразования на европейские товары.
– С момента введения новых правил на польской границе прошло не так много времени для выводов в цифрах, однако можно сказать, что процесс грузоперевозок с Европой усложнился, — говорит директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Среди новых сложностей эксперт назвала объезд Польши через Латвию и Литву, рост нагрузки на местные пункты пропуска, усиление досмотров на литовской границе — вплоть до запрета ряду груженых фур продолжать движение. Результат — снижение привлекательности работы на этих маршрутах.
— Спрогнозировать, как изменится логистика и насколько подорожает, невозможно, но спад уже наметился. Спрос на перевозки в Польшу из Беларуси и России с начала 2023 года упал больше чем на 80% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вероятно, эта тенденция продолжится, — предполагает Солдатенко.
По словам эксперта, с учетом санкций в отношении Беларуси и России на протяжении последних лет очередные правила на границе с Польшей не сильно осложнили ситуацию.
— Рынок меняется, выстраиваются новые маршруты, новые связи, новые договоренности. На фоне усложнения ситуации с перевозками в европейских странах упрощаются условия работы с Россией, восточным и южным направлениями, — резюмирует эксперт.
Словно подтверждая эти слова, большинство перевозчиков Беларуси перестраиваются на восточное направление, налаживая связи с поставщиками Турции и Китая. Переориентация на новые рынки и снижение импорта из Европы — один из прогнозов, который следует из последних данных ATI.SU.
Продолжение следует
22 июня на Национальном правовом портале было опубликовано постановление Совмина №391, согласно которому с 3 июля Беларусь вводит запрет на перецепку на своей территории польских прицепов. Это значит, что зарегистрированные в Польше прицепы и полуприцепы, а также польские легковые автомобили, осуществляющие перевозки по международным товарно-транспортными накладным, смогут перемещаться по белорусской территории только из пограничных пунктов пропуска в специально установленные места для совершения перецепки и перегрузки и обратно.
По мнению замдиректора по региональному развитию STALOGISTIC Игоря Ковалева, это решение “значительно повлияет на перевозки, которые еще осуществляются между Европой, Беларусью и Россией в сторону существенного увеличения количество перегрузок на границе”
Нововведения коснутся сроков доставки, цен — “по крайней мере, на первом этапе”, сохранности грузов.
– Есть определенные товары, для которых такие манипуляции, как дополнительные перегрузки в процессе доставки крайне критичны, — отметил эксперт.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.