Индия проведет дипломатическую кампанию по возвращению из Великобритании тысяч драгоценностей, в том числе одного из самых крупных и известных алмазов Кохинур, находящегося в короне королевы Елизаветы II.
Как пишет The Telegraph со ссылкой на источники, правительство и МИД республики займутся возвращением вывезенных из страны ценностей, один из источников газеты назвал планы "расплатой с прошлым", имея в виду колониальный период. Собеседники издания оценили утрату Индией этих артефактов как воровство в условиях "колониального принуждения". Как отметили индийские чиновники, сложно продемонстрировать национальное наследие, если оно больше не принадлежит народу.
Посольство Индии в Лондоне в этом году начнет обращаться в учреждения, где хранятся драгоценности индийского происхождения. Процесс "исходит из верхушки" индийского правительства и стал одним из приоритетов премьера Нарендры Моди.
The Telegraph отмечает, что это может поставить британского премьера Риши Сунака в сложное дипломатическое положение. Для возвращения ценностей необходимы законодательные изменения или королевское решение, Моди к тому же прежде называл Сунака "живым мостом" между двумя народами, имея в виду пенджабское происхождение и индуистское вероисповедание главы правительства Великобритании.
Претензии к Великобритании относительно хранящихся в королевстве сокровищ выдвигали и другие страны. В Британском музее находятся мраморные скульптуры Парфенона ("Мрамор Элгина").
Они в 1802 были вывезены британским послом в Османской империи лордом Томасом Брюсом Элгином. Тогда местные власти разрешили дипломату взять с Акрополя "некоторые обломки камней с надписями и фигурами". В Лондоне после этого оказалось фактически около 50% всех мраморных украшений греческого храма. В настоящий момент все они хранятся в Британском музее.
После обретения Грецией независимости в 1832 году власти не раз требовали вернуть скульптуры, к этому же призывали Лондон и в ЮНЕСКО. Источники Bloomberg в начале года сообщали, что Музей Акрополя и Британский музей близки к достижению соглашения, но весной Сунак отказался передавать артефакты. Британский премьер подчеркнул, что скульптуры являются "огромным достоянием" страны.