Новость о том, что россиянам рекомендовали не покупать джинсы каждый сезон, была популярна и в белорусских СМИ. "Ходить достаточно долго в одних и тех же джинсах, ну или реанимировать их" россиянам предлагалось из соображений бережного отношения к природным ресурсам. Мы же задались вопросами: а существуют ли сроки носки одежды, по каким причинам в разные годы продлевали жизнь старым вещам и почему набирает популярность потребительский минимализм?

Шкаф минимализм 4.jpeg

А что у вас в потребительской корзинке? 

Покупая одежду, обувь мы не найдем на ярлыках и памятках по уходу фразы о том, что срок эксплуатации вещи составляет столько-то лет. Между тем, есть так называемая потребительская корзина. В нее входит набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности людей разного возраста. Проще говоря, специалисты определяют, сколько разной одежды нужно человеку для удовлетворения базовых потребностей, а чиновники считают, сколько на это нужно денег, то есть формируют минимальный потребительский бюджет. Размер МПБ пересматривается раз в квартал. Состав потребительской корзины пересматривается лишь раз в пять лет и некоторые актуальные предметы одежды и аксессуары туда попадают не сразу. Например, мобильный телефон вошел в состав потребительской корзины совсем недавно, и то считается, что одного аппарата на 5 лет достаточно. Скорость технического прогресса при формировании корзины, увы, не учитывается. 

Мобильник разных лет.jpeg

Так вот, если мы заглянем в белорусскую потребительскую корзину, то узнаем, что мужчине и женщине в возрасте от 18 до 30 лет положены одни джинсы на два года, а детям от 3 до 6 лет – одни на год. 

Рассмотрим еще несколько позиций из потребительской корзинки для мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 лет.

Потребительская корзина_Мужчины.jpg

Потребительская корзина_Женщины.jpgИсточник: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 14.12.2009 № 146 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 10.01.2020 № 2)

Безусловно, одни трусы на квартал или одна пара кроссовок на три года - выглядят странно. Кроме того, минимальный набор одежды отстает от трендов не на один десяток лет. Например, мужчинам предлагается обходиться без пижамы и шорт, а женщинам без леггинсов и худи. Зато в качестве домашней одежды женщинам предлагают довольствоваться четыре года одним халатом. 

Пронумерованные носки.jpg

С другой стороны, в реальности мало кто знает о существовании "норм" по количеству полагающихся носков и платьев. Не говоря уже о том, чтобы стремиться укладываться в "рамки дозволенного". При этом идея носить одни и те же вещи несколько лет подряд не нова. Однако, в разные годы эти тенденции были либо осознанными, либо вынужденными.

Круговорот вещей во время дефицита

Например, в советские годы мало у кого шкафы ломились от одежды. 

– Моя мама "доставала" вещь, какое-то время носила ее, потом сдавала в комиссионку, получала деньги и иногда тут же покупала что-то другое, – вспоминает 57-летняя Маргарита. – Где-то в начале или середине 1980-х начались перебои с промтоварами. Про запас стали покупать постельное, нательное белье.

Машинка для поднятия петель.jpg

В то время к одежде и обуви относились очень бережно: вовремя чистили, не зазорно было отдавать в ремонт. Например, дефицитные женские колготки несли в мастерские, чтобы поднять спущенные петли, а некоторые дамы и сами осваивали эту манипуляцию. Чтобы обновлять гардероб перешивали, перелицовывали. Среди подруг было распространено такое явление как обмен одеждой. 

Изобилие и "быстрая мода" 

Только в 2000-х на постсоветское пространство вместе с международными брендами пришло изобилие и философия избыточного потребительства: много вещей, постоянные обновки и … невысокое качество (у брендов эконом-категории). 

Одежда.jpg

Минимализм и апсайклинг - две стороны снижения потребления 

В "десятые" произошла смена поколений основных потребителей -   миллениалы заметно повлияли на "культуру вещей". В моду вошел потребительский минимализм, начала активно развиваться шеринг-экономика. Поколение, появившееся на свет на рубеже веков, предпочитает мобильность, поэтому не обрастает таким количеством вещей, которое было у родителей. 

Минимализм 2.jpg

Второй важный момент: беспокойство о состоянии окружающей среды. Известно, что ежегодный объем выбросов углекислого газа текстильной промышленностью превышает объемы выбросов от всех международных авиаперелетов и судоходства. 

Экология.jpg

Философии осознанного минимализма придерживаются люди с высоким уровнем достатка. Они могут себе позволить покупать то, что им нужно в любой момент. И это будут товары хорошего качества, которые прослужат долго. Важно то, что при таком подходе сохраняется привычный уровень комфорта. 

Еще одной тенденцией времени, наряду с минимализмом, стал апсайклинг - вторичное использование, творческое переосмысление бывших в употреблении вещей. Сам термин был введен немецким инженером Райнером Пильцем еще в 1994 году, но широкую известность получил уже в "нулевые". Сегодня апсайклинг стал трендом в фэшн-индустрии. А недавно первый апсайкл-магазин открылся и в Минске. В нем представлены изделия дизайнеров, создающих новые вещи из старых, то есть придерживающихся принципа нулевых отходов. 

Апсайклинг.jpg 

Апсайклинг 3.jpg

Для людей с небольшими доходами и минимализм, и апсайклинг  – вынужденный стиль. Они продлевают жизнь вещам, чтобы сэкономить: в одном комбинезоне может вырасти несколько детей, современные технологии позволяют даже “убитую”пару обуви прилично отреставрировать (хотя это спорная экономия - стоимость ремонта зачастую близка к стоимости новой вещи). Зато старые джинсы, пальто и наряды могут превратиться во что угодно  – только успевай усваивать мастер-классы из интернета. 

Апсайклинг 5.png

Остается только гадать, какую тенденцию нам принесет следующая глобальная смена поколений, когда основным потребителем станут рожденные на рубеже "двадцатых", в период серьезных мировых кризисов…


Получать все новости оперативно в Telegram.