Так, опрошенные "Коммерсантом" участники рынка считают, что полностью ввоз санкционных товаров через Турцию не прекратится. Но они ощутимо подорожают, "поскольку теперь товары придется растаможивать, оплачивая все налоги и сборы, оформлять как турецкие, после чего отправлять в Россию".
При этом, коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский считает, что на следующем этапе Турция введет официальный запрет на транзит санкционного груза в Россию: "Если динамика событий окажется такой, то мы, безусловно, увидим увеличение транзитных сроков доставки и значительный рост стоимости товаров в России.
Гендиректор логистической компании АСЕХ Group Мирослав Золотарев сообщил "Российской газете", что идущие транзитом через Турцию товары подорожают на величину таможенных пошлин и НДС: "В долгосрочной перспективе нужно смотреть на те страны, где более низкие пороги входа и отсутствуют ввозные пошлины/НДС, например Бахрейн. Да, там похуже с инфраструктурой чем в Турции, но есть другие преимущества".
В то же время координатор от деловых кругов комиссии по совершенствованию таможенного администрирования Экспертно-Консультативного совета при ФТС РФ Юрий Ковалев заявил телеканалу RTVI, что "остановка транзита санкционки через Турцию не заслуживает шумихи и паники". По его оценке, транзитом через Турцию идет до 10% поставок. "Турция входит в единую таможенную зону с ЕС, и ее транзит прозрачен для европейских регуляторов. Поэтому 90% санкционки через Турцию идет под видом реэкспорта", - уточнил он. "Большинство санкционных товаров приезжает в Турцию, там растамаживается и уже потом едет в Россию. В сделке участвует турецкая компания, чтобы запутать следы для европейцев", - пояснил эксперт.
Таким образом, добавил он, если проблема все же не разрешится, подорожают эти 10% товаров, которые идут транзитом через Турцию. Их придется так же перепродавать через турецкую "прокладку" или поставлять в обход Турции - например, через Казахстан и Китай.
Его поддержал директор Российско-турецкого делового совета при Торгово-промышленной палате Алексей Егармин, в беседе с каналом отметивший, что "ажиотаж возник потому, что отдельные компании заявили о своих проблемах СМИ, но говорить о тенденциях нельзя".
В свою очередь, зампредседателя комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Семенов заявил RTVI, что Турция "хочет, чтобы с ней как минимум делились в форме таможенных пошлин". Последствия землетрясения ужасны, и, по мнению Семенова, местные власти будут стремиться заработать в бюджет на всем, отмечает телеканал.
"Охотников сильно спорить с турецкой таможней по поводу невозможности указать Россию в качестве страны транзита скорее всего не найдется, - подчеркивает эксперт. - Актуальность вопроса отпадет сама собой, и потоки перестроятся на те же ОАЭ и страны ЕАЭС".
Как писал Smartpress.by, ранее участники российского рынка сообщили, что Таможенная система Турции начала блокировать оформление транзита санкционных грузов в Россию. По их словам, проблемы возникли при транзите санкционных товаров, которые идут в Россию по схемам параллельного импорта.
При этом, официальных приказов и постановлений власти Турции не публиковали, поскольку в этом случае им пришлось бы признать факт поставок санкционной продукции для России.
Эксперты связывают такие меры турецких таможенников с недавним визитом в Турцию американского госсекретаря Энтони Блинкена.