Белорусская автомобильная ассоциация, объединяющая большинство компаний-автодилеров страны, зафиксировала падение продаж новых автомобилей в стране в 2020 году на 18% до 53,5 тыс. авто, при этом в секторе легковых автомобилей падение было более существенным – на четверть.
"Рынок немного просел и сравнялся с уровнем продаж 2018 года", - констатировал член правления БАА Дмитрий Ярота на пресс-конференции в четверг.
При этот он полагает, что спад был не так глобален для такого пессимистичного года. "Удивительно, что белорусы в таких объемах продолжают покупать (автомобили – Смартпресс)", - заметил он.
Лидерами продаж были Lada, Geely и Renault. При этом увеличить продажи на белорусском рынке удалось лишь некоторым брендам, в том числе Geely.
Председатель правления БАА Сергей Михневич в свою очередь отметил, что весной в условиях пандемии и локдаунов автодилеры были готовы к падению рынка на 30-50% по итогам года.
"На фоне других стран падение продаж в Беларуси выглядит более скромным и менее трагичным", - полагает Михневич, отметив, что сказалось, в частности, наличие программ поддержки продаж автомобилей белорусской сборки.
Тем не менее, основным фактором падения со второго квартала 2020 года послужило свертывание программ кредитования покупок новых автомобилей и изменение процентных ставок со стороны банков и лизинговых компаний. "Этот фактор будет влиять на ситуацию и в текущем году", - считает Михневич.
Говоря о прогнозе на текущий год, председатель БАА отметил, что он полностью увязан с ситуацией в экономике страны. "Прогноз на 2021 год очень сложно строить. Автодилеры предполагают два сценария: пессимистичный и оптимистичный. Оптимистичный – это выйти хотя бы на уровень прошлого года. Пессимистичный - это падение на 10% или даже больше", - уточнил Михневич. "Опять таки, если не учитывать каких-то шоков или черных лебедей, которые могут прилететь еще в добавок к тем, которые прилетели в прошлом году и до сих пор не улетели", - заметил он.
"Успех продаж в 2021 году будет опираться на возможности финансирования банками и лизинговыми компаниями в не меньшем объеме, чем в прошлом году. Мы также надеемся на то, что вывод новых моделей отдельных брендов позволит расшевелить спрос клиентов ", - сказал Михневич.