Идеи того, чтобы заполучить конфиденциальные данные честных граждан, а затем и определенную сумму денег у интернет-мошенников не заканчиваются. И, к сожалению, они часто достигают цели. О том, что нового придумали злоумышленники за последнее время и как не попасться на их удочку, поговорили с директором Центра заботы о клиентах Сбера (Беларусь) Оксаной Шерементовой.
Сезон праздников: новая волна
Деятельность интернет-мошенников, как правило, резко активизируется в так называемые праздничные сезоны. Новая волна началась в декабре и продлится, скорее всего, до середины марта.
- Злоумышленники пользуются тем, что у людей праздничная суета, они стремятся купить подарки своим близким и уложиться в определенные суммы – все это является благоприятными условиями для мошенников, - говорит Оксана Шерементова.
При этом она отмечает, что "зарабатывать" преступникам становится все сложнее – благодаря повышению финансовой грамотности белорусов количество "успешных" попыток мошенников украсть деньги значительно снизилось.
- Банки также совершенствуют анти-фрод системы. Так, в 2022 году в нашем банке количество успешных мошеннических списаний сократилось в три раза. Сумма похищенных денег уменьшилась в 3,5 раза. При том, что количество попыток украсть деньги или банковские реквизиты, осталась примерно на том же уровне, - рассказывает эксперт банка.
Стандартная схема
До сих пор среди мошенников остается "рабочей" схема, когда потенциальной жертве звонят через мессенджер, представляются сотрудником одного из банков Республики Беларусь и заявляют, что для предотвращения мошеннической операции клиенту необходимо предоставить данные о карточке, включая полный номер и CVV-код. При этом злоумышленники действуют быстро: клиент не успевает положить трубку, как с его счета начинают списываться деньги.
- К счастью, эта схема становится все менее эффективной, белорусы уже хорошо информированы. Но, тем не менее, не устаем повторять: сотрудники банков никогда не используют для звонка мессенджеры, они не имеют права спрашивать о данных карты. Если это произошло, то самый верный вариант действий – положить телефонную трубку и сообщить в банк о попытке мошенничества, - отмечает Оксана Шерементова.
Но мошенники совершенствуют свои навыки и придумывают новые, более изощренные схемы.
Продажа через социальные сети
В соцсетях размещается информация о продаже какого-либо товара со значительными скидками. Но для того, чтобы покупателю отправили товар, необходимо “оплатить почтовые услуги либо услуги курьера”. Либо просто сделать предоплату на номер карты. После того, как клиент переводит денежные средства, "продавец" исчезает.
- Для защиты от подобных мошенников мы рекомендуем перепроверять информацию, полученную в соцсетях. Зайти на сайт интернет-магазина, от имени которого действует продавец, перезвонить в службу поддержки клиентов. Если сайта нет – это уже звоночек о том, что что-то нечисто. Если есть сомнения – не оплачивайте покупку онлайн, а настаивайте на расчете с курьером после доставки товара. А наилучший вариант – совершать покупки в проверенных интернет-магазинах. Например, у Сбера среди партнеров есть и интернет-площадки. И это уже гарантия того, что они верифицированы банком. Плюс ко всему при расчетах картой Сбер Банка, можно получить дополнительный money-back до 4%, - отмечает Оксана Шерементова.
Мода на "астропрогнозы"
В последнее время у мошенников стала популярной схема "продажи" астропрогнозов – личных, по дате рождения. "Клиентов" также ловят в соцсетях, "работают" по предоплате, а после того, как человек переводит им деньги, "астролог" просто перестает отвечать и блокирует его.
Мошенники на сайтах знакомств
Популярность сайтов знакомств уже вовсю используется мошенниками.
- Типичный пример: "девушка" на таком сайте сообщает своему новому знакомому, что идет в кино и, какая удача - рядом есть свободное место. И сбрасывает ссылку на сайт кинотеатра. Но ресурс является фишинговым и "покупка" на нем билета с помощью карты означает не только потерю определенной суммы, уплаченной за билет, но и всех денег, которые есть на карте. Поэтому одним из элементов безопасности и цифровой гигиены является выпуск еще одной карты исключительно для интернет-платежей. На нее переводятся суммы, необходимые для оплаты конкретной покупки. Кроме того, в Сбере есть возможность застраховать как непосредственно карту - например, от потери - так и хранящиеся на ней средства, - рассказывает эксперт банка.
"Шпионские игры"
Эта "многоходовочка", придуманная мошенниками, когда потенциальной жертве звонит уже не "сотрудник банка", а "представитель правоохранительных органов". Он предлагает помочь поймать преступников, которые собираются открыть на имя жертвы кредит. Это уже серьезная "игра": клиента банка просят установить специальную программу на смартфоне, которая поможет отследить "преступников" и даже инструктируют, что сказать представителю службы безопасности банка, если он позвонит – потому что это "член преступной группировки".
- В этой схеме злоумышленники играют на чувстве долга и порядочности человека, который искренне хочет помочь правоохранительным органам в поимке преступников, - объясняет эксперт Сбера.
Платные онлайн-опросы
Еще одна современная "фишка" злоумышленников. Якобы банк или другая организация проводит опрос, за участие в котором выплачивается определенная сумма денег.
- Действительно, наш банк исследует мнение клиентов. Но! Как только организаторы таких "опросов" просят от вас конфиденциальные данные, лучше сразу прекратить общение, - подчеркнула Оксана Шерементова..
Отмена "заказа"
Звонят якобы продавцы из интернет-магазина и спрашивают, когда доставить заказ, который оплачен. Когда человек заявляет, что он ничего не покупал, ему предлагают "аннулировать" заказ – для этого присылают ссылку на фишинговый сайт, на котором он для "отмены" должен ввести данные своей карты.
- Ни в одном легальном магазине не требуется вводить данные своей карты для отмены заказа! Поэтому сразу отказывайтесь, прекращайте общение и информируйте банк", - рекомендует эксперт.
Как банк борется с мошенниками?
- Повышение финансовой грамотности входит в задачи Центра заботы о клиентах. Мы проводим на эту тему различные семинары и вебинары, лекции в школах и университетах, посещаем детские оздоровительные лагеря. Выпустили ролики о том, как противостоять мошенникам, которые постоянно транслируются на экранах в офисах банка и доступны на нашем сайте. Здесь же - постоянно обновляющаяся рубрика "Ваша финансовая безопасность", в которой мы рассказываем о новых схемах мошенников и как им противостоять. Есть книжки по повышению финансовой грамотности как для детей, так и для пенсионеров. Также используем рассылки в мессенджерах, - рассказала Оксана Шерементова.
Что же касается активной защиты, то в Сбере используется специальная система киберзащиты. Если искусственный интеллект замечает, что операции по карточке являются нетипичными, то операция приостанавливается и сотрудники банка связываются с клиентом и уточняют ситуацию. Кстати, именно из-за этого мошенники и разрабатывают целые представления с якобы "преступниками из банка", которые должны сейчас вам перезвонить, и им нужно озвучить определенный текст.
Что в банке не рекомендуют делать?
Целый ряд действий, которые мы совершаем практически не задумываясь, помогают мошенникам. Либо просто ведут к потере денег. Оксана Шерементова рассказала, чего не стоит делать.
-
"Привязывать" карту в ненадежном интернет-магазине. В случае утечки данных информация окажется в открытом доступе. Гораздо безопасней проводить операцию онлайн-оплаты, используя специальную карту с необходимой суммой для интернет-платежей.
-
Отключать sms-оповещение либо Push/Viber-уведомление о движении средств. Если его у вас нет – стоит подключить. В таком случае вы сможете оперативно отреагировать на непонятные ситуации с движением средств на счете. Клиентам Сбера с установленным на смартфоне приложением приходят бесплатные push-уведомления.
-
Давать детям поиграть на смартфоне с "привязанной" картой. Ведь в таком случае вполне может оказаться, что вы окажетесь подписанными на какие-то ненужные платные услуги либо приобретете дорогой "алмазный меч" в онлайн-игре.
*Партнерский материал