В уходящем году белорусский бизнес отличился своей стрессоустойчивостью и изобретательностью. Белорусы стали покупать больше отечественных товаров и присматриваться к восточным брендам. Страну покинули крупные иностранные компании, но их дело все еще живо. Смартпресс выделил главные экономические тенденции 2022-го и расспросил об итогах года у экспертов.

ВВП Беларуси за одиннадцать месяцев сократился на 4,7% к аналогичному периоду прошлого года. Премьер-министр Роман Головченко заявил, что по итогам года ВВП Беларуси снизится на 4%, а инфляции составит 12%. Причины экономического спада известны: санкционное давление, разрыв логистических цепочек, блокировка платежных систем, закрытие портов для белорусских товаров. Все это создало огромные сложности для белорусского бизнеса. Тем не менее именно серьезные проблемы стали для многих источником новых возможностей.

Люди в магазине 3.png

Помоги себе сам

В уходящем году несколько известных белорусских и совместных стартапов из ПВТ, приняли решение закрыть свой бизнес и уйти из Беларуси. Однако, если не считать IT-компании, то большинство крупных белорусских компаний продолжили работать в Беларуси. По крайней мере, информации об их закрытии в открытых источниках не было. Белорусский бизнес выдержал удар, нашел способы обойти санкции и выйти на новые рынки.

Еще в пандемию предприниматели поняли, что ждать существенной помощи от правительства не стоит. 2022 год снова принес доказательство этому. У бизнеса еще более обострился инстинкт самосохранения. Бизнесмены четко усвоили, что выживание зависит только от них самих. Перестроишь логистические цепочки, найдешь новых партнеров, придумаешь новые схемы расчетов – выкрутишься. Пожалуй, стрессоустойчивость и находчивость белорусских предпринимателей стали главным итогом и достоинством уходящего года.  

Купляйце беларускае

Меняются не только бизнесмены. Меняются все белорусы: их привычки и предпочтения. Раньше люди покупали зарубежные товары, находя их более привлекательными по качеству, инновационности, цене. Новая тенденция - белорусы стали покупать значительно больше отечественных товаров. “Купляюць беларускае” не только потому, что не могут найти на полках привычные товары из стран ЕС. Присматриваются к белорусским товарам “на всякий случай”. Предполагая потенциальную возможность сложностей на потребительском рынке, люди стали задумываться: чем можно заменить зарубежную бытовую химию или косметику, если они вдруг исчезнут из продажи?

Купляйце беларускае.png

Привлекательными белорусские товары становятся еще и потому, что они, как правило, заметно дешевле зарубежных аналогов. А доходы населения не растут.

Вот как владелица белорусского кондитерского бренда BonGenie, Наталья Ильина, объясняет рост спроса на белорусскую продукцию.

Наталья Ильина.png

Когда на полках белорусских магазинов были представлены французские и итальянские шоколад и конфеты, у покупателей была очень высокая лояльность не к бренду, а именно к стране. Часто они даже не знали бренд, но считали, что швейцарский или бельгийский шоколад, французский трюфель — это, по умолчанию, вкусно. Соответственно, нам приходилось конкурировать не с брендом, а по сути, со страной.

Теперь, когда европейская продукция с полок исчезла, а белорусский бренд BonGenie остался, он стал выигрывать в глазах потребителя. 

Пора уже нам принять, что фраза "трудности приносят новые возможности" рабочая.

Такого у нас еще не было

Еще одной особенностью уходящего года стало то, что на рынок Беларуси пришли незнакомые ранее бренды из стран Азии и Ближнего Востока. Например, в торговых сетях появились замороженные овощи с непривычными глазу непонятными названиями из Турции. Автосалоны стали предлагать электромобили и авто из Китая. Атлант-М Боровая, в частности, стал официальным дилером китайского автомобильного бренда JAC в Беларуси. Таким образом, белорусы постепенно знакомятся с новыми брендами, пробуют заменить ими западные.

Смена названий

Нельзя не сказать про еще один тренд года. Представительства крупных иностранных компаний ушли из страны. Однако их команды остались в Беларуси, провели ребрендинг и стали работать как белорусские компании. Так Deloitte превратился в “ДРТ Консалтинг”, “ДРТ Лигал” и “ДРТ Диджитал”, PricewaterhouseCoopers стал “АйКьюТи, “Ernst & Young” - “Б1”, “Синезис Стигма” - “Стигма Софт”, “Шнейдер Электрик Бел”- “Систэм Электрик БЛР”, Unomedical- “Медивайс”.  В 2021 году “Данон Пружаны”, стало “Пружаны Индустрия”, а в этом году предприятие было преобразовано в “МилкСтрэйт”. Получается, что, несмотря на уход крупных иностранных компаний, наработанный ими опыт остался в Беларуси. Компетентные сотрудники продолжают реализовывать свои знания и умения в нашей стране. Будет ли этого достаточно, для сохранения уровня производства, посмотрим. 

Deloitte.jpg

Комментарии экспертов

Игорь Деревяго, доцент, заведующий кафедрой корпоративных финансов экономического факультета БГУ 

Игорь Деревяго.jpg

— Темпы падения ВВП в 2022 году не такие большие, как прогнозировалось многими экономистами. А если считать не суммарный ВВП, а ВВП на душу населения, то с учетом уменьшения численности населения (и тем более, если учесть количество работников, уехавших из страны в течение года), можно сказать, что белорусская экономика неплохо продержалась на фоне внешних событий. Этому во многом способствовала поддержка со стороны России как в виде прямой финансовой помощи, так и за счет сравнительно дешевых энергоносителей. Последнее позволило удержать инфляцию на уровне более низком, чем в ряде европейских стран.

В целом год, конечно, был непростым. Экспорт в ЕС резко снизился после введения санкций. И пока его компенсировать за счет других направлений полностью не удалось. Это один из основных факторов падения ВВП, учитывая, что экспорт является главным драйвером белорусской экономики. Кроме того, усиление привязки белорусской валюты к российскому рублю способствовало поддержанию относительно низкого курса доллара США и евро, что также сдерживало ценовую конкурентоспособность экспорта.

Александр Калинин, председатель общественного объединения “Белорусский союз предпринимателей”

Александр Калинин.png

— Для бизнеса год был шоковым. Контакты и объемы оборота с Европейским Союзом сократились, чуть ли не до нуля. Рухнули отработанные годами связи. Санкционным рикошетом ударило и по малому бизнесу, который под санкции изначально не попал. Однако западные компании решили перестраховаться, поэтому белорусские фирмы столкнулись с почти полной блокадой поступления выручки из стран ЕС. Свернулись контакты с Южной Кореей и Японией. Все это серьезно повлияло на работу многих предприятий.

Сложности испытывали все, многих, скажем так, лихорадило, но при этом никто из членов нашего союза не закрылся. Пришлось искать новые рынки. Усилился экспорт на Восточном направлении, в страны ЕврАзЭс. Белорусские компании открывали филиалы в Казахстане, Кыргызстане. Новыми рынками частично удалось компенсировать потери рынка ЕС.

К сожалению, проблемы с рынком ЕС для Беларуси надолго. Поэтому необходимо искать новые возможности, чем наш союз сейчас и занимается. Смотрим дальше, на юг - Иран и страны Ближнего Востока. Но тут пока нечем похвастаться, только контактами. Экспорт в этот регион еще не пошел, но мы уже в процессе отработки контактов на этом направлении. Например, недавно наш союз подписал соглашение и стал официальным представителем оргкомитета ежегодного инвестиционного форума (AIM) в Абу-Даби. В мае будем формировать белорусскую делегацию на этот форум, возможно, представим экспозицию от республики Беларусь. Кстати, в декабре стало известно, что Евразийский экономический союз начинает переговоры c Объединенными Арабскими Эмиратами о заключении соглашения о свободной торговле. Это еще раз подтвердило, что мы работаем в правильном направлении: осваиваем рынки, где есть деньги и возможности продавать нашу продукцию.

Что ждать от 2023 года?

Правительство ожидает в 2023 году рост ВВП Беларуси на 3,8% к уровню 2022 года. Это предусматривает Указ № 411, который 28 ноября подписал Александр Лукашенко. В ноябрьском макроэкономическом прогнозе ЕАБР говорится, что в 2023 году Беларусь покажет небольшой восстановительный рост на 0,3%.

Однако сейчас относиться к любым экономическим прогнозам стоит, с поправкой на “превратности судьбы”. Сложно предугадать, какие “черные лебеди” могут прилететь в Беларусь в 2023 году и как они способны повлиять на ситуацию.

Черные лебеди.png

Пока лишь можно предположить, что скорее всего, тенденции 2022 года сохранятся и в следующем году. Бизнесу и дальше придется рассчитывать только на свои силы: выстраивать и совершенствовать логистические цепочки, искать новых партнеров и новые рынки. А белорусские покупатели продолжат познавать отечественную продукцию, а также невиданные ранее товары из азиатских и ближневосточных стран.


Получать все новости оперативно в Telegram.