Ученые приближаются к разгадке причин деменции. В последние недели было опубликовано несколько международных исследований, авторы которых выявили если не прямые причины, то по крайней мере закономерности, связанные с риском возникновения этого синдрома, пишет "КоммерсантЪ".

Так, на прошлой неделе в журнале Neurology было опубликовано исследование китайских ученых о взаимосвязи диабета второго типа и некоторых вредных привычек с риском возникновения деменции. В течение примерно 12 лет исследователи анализировали данные о состоянии здоровья 168 тыс. человек в возрасте от 60 лет с диабетом второго типа и без него. За время наблюдения испытуемым рекомендовалось отказаться от некоторых вредных привычек, например курения или неумеренного потребления алкоголя, и обзавестись некоторыми здоровыми привычками, среди которых — регулярный сон от семи до девяти часов, регулярные физические упражнения, здоровая диета, борьба со стрессом, регулярные социальные контакты — всего семь видов рекомендаций.

За время наблюдения развилась деменция у 4351 человека. У испытуемых с диабетом второго типа, которые следовали всего двум или менее рекомендациям здорового образа жизни, деменция развивалась в четыре раза чаще, чем у людей без диабета и следовавшим всем семи рекомендациям. Однако среди людей с диабетом, следовавшим всем семи рекомендациям, деменция развилась лишь у 0,28%.

Также на прошлой неделе стало известно о международном исследовании, в котором ученые пришли к выводу, что ультрапереработанные продукты, такие как сладкая газировка, чипсы, мороженое, колбаса, кетчуп, майонез и другие, могут увеличить риск возникновения деменции на 25%.

Исследователи провели анализ данных состояния примерно 502 тыс. жителей Великобритании с 2006 по 2010 год. Кроме того, была изучена информация из специализированного биобанка (база данных с биоматериалами) по 76,4 тыс. человек в возрасте от 55 лет, у которых не было генетической предрасположенности к деменции. В рамках исследования ученые проанализировали 518 случаев возникновения первых симптомов деменции, из которых 287 относились к болезни Альцгеймера и 119 — к сосудистой деменции. Проанализировав питание испытуемых, ученые обнаружили, что при росте потребления ультрапереработанных продуктов на 10% риск возникновения деменции увеличивался на 25%, сосудистой деменции — на 28%, а болезни Альцгеймера — на 14%.

Кроме того, при исследовании выяснилось, что при замене таких продуктов более здоровой пищей риск возникновения деменции сокращается. Так, оказалось, что при увеличении потребления необработанных или минимально обработанных продуктов всего на 50 граммов в день, что эквивалентно половине яблока, порции кукурузы или порции хлеба с отрубями, риск возникновения деменции снижается на 3%.

Деменция — синдром, возникающий в результате поражения головного мозга и разрушения его клеток (нейронов). При этом у человека происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия.

Ежегодно во всем мире число людей с деменцией растет, и по прогнозам, к 2050 году достигнет 139 млн человек против нынешних 55 млн.

***