Туристическая отрасль Беларуси находится в критическом состоянии, а все предложения бизнеса по поддержке внутреннего и въездного туризма госорганами учтены не были, заявила председатель совета Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Оксана Бичун в ходе круглого стола в четверг в Минске.
"Мы находимся критическом состоянии уже с марта. Прошел почти год с начала проблемы (пандемии Covid-19 - Смартпресс). И ни одной меры поддержки в отношении отрасли не принято", - констатировала Бичун.
Она отметила, что в нынешних условиях следует делать ставку на развитие внутреннего и въездного туризма, однако для этого необходимо разрешить проблемы "с бородой", которые не решались много лет.
По словам Бичун, РСТО при участии Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) представил свои предложения. Касались они, прежде всего, финансовой поддержки субъектов хозяйствования, занятых во внутреннем и въездном туризме: льготное кредитование, субсидирование, отсрочка исполнения обязательств; оптимизации налоговой нагрузки, предоставления равных условий осуществления хозяйственной деятельности, стимулирования рынка, упрощения административных процедур и ограничения регуляторной нагрузки.
"К сожалению, ни одна из наших мер не была поддержана регулятором", - констатировала она.
По словам председателя РСПП Александра Швеца, они не получили возможность должным образом участвовать в совместной детальной проработке плана первоочередных мер, который по поручению правительства в итоге подготовило Минспорта.
Сам план, утвержденный правительством в конце ноября, не учитывал предложения туристического бизнеса, констатировали представители бизнес-сообщества. Швец назвал его "не выдерживающим никакой критики" и не имеющим ничего общего с реальностью.
"Вот пример. Пункт пятый: совершенствование условий приобретения туристических автобусов отечественного производства, иных транспортных технических средств и инвентаря…(…) То есть туротрасль находится уже почти в коллапсе, ей не предоставлена никакая поддержка правительства для того, чтобы они могли сохранить трудовые коллективы и выплачивать зарплату, платить за аренду офисов. А коллеги из Минспорта считают, что одна из первоочередных мер - чтобы вот эти ослабленные компании приобретали отечественную технику", - заметил он.
"И все бы ничего, если бы данный вид товара был включен в указ президента, по которому финансируется лизинг "Промагролизингом". Но там этого нет. (…) У субъектов хозяйствования спросили, под такие условия им нужны эти автобусы или нет? Я даже не говорю отечественный или импортный. Вообще в такой ситуации закупаться основными средствами вообще стоит? Кого они будут возить?", - сказал он. "И по каждому из пунктов можно очень много чего сказать", - заметил Швец.
По мнению представителей бизнес-союзов, план первоочередных мер по поддержке внутреннего и въездного туризма должен быть полностью пересмотрен и доработан с привлечением бизнес-сообщества. Кроме того, с учетом значительного влияния на условия ведения бизнеса в сфере туризма документ должен быть рассмотрен на Общественно-консультативном совете министерства спорта и туризма.
Участники круглого стола также считают необходимым повторно обратиться к премьер-министру Беларуси и инициировать рассмотрение ситуации в туризме на уровне правительства.