Сделать Всебелорусское народное собрание конституционным органом – это не попытка пойти по китайскому пути, а свои белорусский, уникальный опыт построения государства, заявил Смартпресс председатель Либерально-демократической партии, депутат Палаты представителей Национального собрания, зампредседателя комиссии по международным делам Олег Гайдукевич.
Он подчеркнул, что "мы вообще не должны никогда копировать ничего: ни у Европы, ни у России, ни у кого бы то ни было еще". "У нас свой белорусский путь, свой уникальный опыт построения государства. При реформировании Конституции мы ни в коем случае не должны начинать с начала. Изменения должны логически эволюционировать из той системы, которая есть сейчас. Иначе мы развалим то, что имеем. Потому что любая система, построенная с нуля требует десятилетия, чтобы стать устойчивой", - считает политик.
Кроме того, он отметил, что "эта идея президента по Всебелорусскому собранию озвучивалась еще несколько месяцев назад на встрече с депутатами. Но там же озвучивалась и мысль, что надо развивать партийную систему, что надо думать и об изменении избирательного законодательства, поэтому я отношусь к этой идее нормально".
"Но Всебелорусское собрание не заменяет ни изменений избирательного законодательства, ни перехода на выборы по пропорциональной мажоритарной системе, ни другие изменения в Конституцию", подчеркнул Гайдукевич.
По его словам, "Всебелорусское собрание не сможет заменить парламент. Это разные вещи. Конституционная реформа, на мой взгляд, будет более глубокой, более разносторонней. Сам факт, что Всебелорусское народное собрание хотят сделать конституционным органом - это неплохо, это нормально, это хорошо, это один из элементов развития нашего государства".
При этом, считает Гайдукевич, "параллельно надо менять избирательное законодательство, надо посмотреть, нужен ли нам двухпалатный парламент".
"С учетом того, что будет Всебелорусское собрание закреплено в Конституции и нужно будет тогда подумать о том, чтобы функции верхней палаты передать Всебелорусскому народному собранию и расширить тогда его функции. Зачем нам две палаты и еще Всебелорусское народное собрание", - добавил политик.
По его мнению, "может нам (нужна - Смартпресс) одна палата, избираемая по процессуально-мажоритарной системе. И Всебелорусское народное собрание, которое будет сочетать в себе функции госсовета и Совета Республики и госсовета".
"Следующий момент, почему Всебелорусское народное собрание не заменит развития партийной системы, изменения избирательного законодательства. Потому что по нынешней системе выборов в одномандатные округа в округе один победитель. Вы заняли второе место, 15%-20% голосов - и вы нигде не представлены. И так по всей стране. И люди не довольны. В то время как партийные списки, пропорционально-мажоритарная система позволяет представлять разные интересы, разные взгляды", - считает Гайдукевич.
"С другой стороны, чем хорошо Всебелорусское народное собрание как конституционный орган, это будет как дополнительный фактор стабильности политической системы, чтобы мы не повторили ошибок Кыргызстана, Украины, Молдовы с парламентской, так называемой демократией. Где бардак, ругань и невозможно никакое решение принять", - подчеркнул политик.
Магистр политологии Ольга Харламова в свою очередь считает, что это попытка Лукашенко "перевернуть ситуацию под себя". "В ситуации кризиса, в ситуации, когда на него давят со всех сторон, попытаться каким-то образом сделать свою игру. Понятно, что Россия вынуждает его идти на определенные политические реформы, прежде всего, на Конституционную реформу. И понятно, что эту Конституционную реформу он вынужден будет проводить. Но ему традиционно хочется сделать это таким образом, чтобы не пострадать персонально", - пояснила политолог.
"Что он (президент – Смартпресс) получит в результате того, что попытается провести такие изменения в Конституцию? По факту, изменения есть, народ участвует в принятии политических решений? Да".
Также, по мнению Харламовой, "то собрание, которое десятилетиями неоднократно проводилось и не имело никакой политической силы, эту самую политическую силу получает. Плюс, мы вводим дополнительную процедуру - возможность для того, чтобы выслушать граждан и не просто выслушать, но еще и дать возможность поучаствовать в принятии политических решений".
"Таким образом любые претензии к нему как к человеку, который не выслушивает, некорректно относится к выборам, разбиваются о его логику. Ну как - у меня есть собрание, есть изменения в Конституцию. Был двухпалатный парламент, были депутаты, которых избирает народ, были сенаторы, которые опосредованно избираются народом через местные советы и частично назначаются президентом. И тут появилась особая структура, которая с его подачи и будет персонифицировано представлять народ", - добавила политолог.
По ее мнению, "поэтому для него это очередная попытка не сделать ничего и не потерять ничего, и попытаться сохранить и свое влияние, и взять ситуацию под контроль. Продемонстрировать, что берет эту ситуацию под контроль".
Глава комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Андрей Савиных уверен, что "президент затронул самый важный вопрос нашей политической системы – перераспределение властных полномочий". "Мы находимся сегодня на этапе, когда крайне важно учитывать все идеи и возможные решения. Как мне представляется, окончательный выбор будет обусловлен накопленным политическим опытом, законами институционального развития и главное легитимностью решения в глазах большинства граждан Беларуси", - отметил Савиных.
Накануне, 8 декабря, президент Беларуси Александр Лукашенко предложил сделать Всебелорусское народное собрание (ВНС) конституционным органом.