Правительство Германии на все лето ввело ежемесячные 9-евровые проездные для всего общественного транспорта. Билет распространяется и на региональные поезда (электрички) и дает возможность неограниченных пересадок в любом городе Германии.

1.jpg

То есть, фактически, это проездной на путешествия. С момента введения 9€ticket не утихают споры о целесообразности этого шага, появляются репортажи о перегрузке железной дороги, отмененных поездах и сбоях в расписании. Корреспонденты Смартпресс на себе испытали, каково путешествовать за 9 евро, какие подводные камни ожидают туриста на этом пути.

2.jpg

Что вам понадобится? 

  1. Шенгенская виза. Как получить - мы лайфхаков не даем. Главное, помните, что все документы лучше заполнять самостоятельно.
  2. Добраться до Германии. Это можно сделать на самолете из Польши, Литвы и Латвии. Цены можно найти от 30 евро за билет без багажа в один конец. Например, рейс Ryanair Рига-Кельн. По нашим наблюдениям вылеты из Риги самые дешевые. 
  3. Купить заранее проездной, например, на сайте или в приложении Deutsche Bahn. Белорусские карты работают. По крайней мере БСБ Банка.
  4. Скачать приложение Deutsche Bahn и выбирать маршруты по 9 евро. Сразу скажем, их не очень много, но вполне достаточно для поездки из пункта А в пункт Б. 
  5. Иметь интернет на телефоне. В нашем случае мы купили eSim у польского оператора Orange. Это стоит 25 злотых в месяц и дает 4+ Гб роуминга по ЕС. 

3.jpg

Еще до 1 июня в Германии было продано более 7 млн. таких проездных. С первыми трудностями пассажиры столкнулись 4 – 6 июня, когда в Германии были длинные выходные в связи с Троицей. СМИ писали, что многим пассажирам пришлось отказаться от путешествия из-за переполненности поездов. 

4.jpg

Проверяем, как работает система на деле

По этому проездному можно ехать на S-Bahn (городская электричка) из любого аэропорта. Он действителен на всех видах общественного транспорта. Бумажный носить не обязательно, достаточно показать в приложении или скрин экрана. 

5-1.pngСоставляем первый маршрут. Вводим место отправления и назначения и ищем билеты за 9 евро. Приложение само составляет маршрут с учетом пересадок. Указывает платформы и время для стыковок. Конечно, поездка на региональных электричках занимает больше времени, чем на скоростных поездах. 

5.jpg

Но в нашем случае разница не критична. Да и можно узнать о многих небольших городках, в которых не останавливаются скоростные поезда.

6.jpg

Вокзалы-платформы. Как ориентироваться? 

На первый взгляд все просто - ищете номер платформы и проверяете, что написано на вашем поезде. Переходы между платформами традиционно подземные, есть лифты. На платформе всегда есть электронный указатель ближайшего поезда с временем прибытия. Если поезд опаздывает, указано два времени: по расписанию и фактически ожидаемое. При пересадках вы смотрите, на какую платформу прибывает ваш поезд и с какой отправляется следующий. 

7.jpgВ небольших городках выход на платформу может быть закрыт до прибытия.

8.jpg

2 класс вагонов. Что он из себя представляет? 

Пользоваться 9-евровыми билетами можно только в вагонах 2-го класса. Но по нашим меркам это 1+ класс. Все без исключения поезда были комфортные, с чистыми туалетами, в которых было жидкое мыло, антисептик и туалетная бумага. В вагонах есть розетки для зарядки, места для велосипедов и колясок. 

9.jpg

10.jpg

Стоять пришлось лишь однажды, во всех остальных случаях было достаточно свободных мест. Кстати, немцы часто занимают несколько мест: на одном сам, на втором рюкзак, на третьем ноги. Там даже есть специальный знак “не ставить ноги на сидение”. 

11.jpg

Контроль билетов

Столкнулись только однажды. И то контроллер не смог отсканировать наши билеты и, махнув рукой, пошел дальше.  

Ковидные ограничения 

А вот здесь контроль более серьезный. В городской транспорт вас просто не пустят без маски. То есть автобус не тронется с места, пока все не облачатся в маски. При отсутствии придется выйти. Маски нужны везде: в самолете, поезде, метро, автобусе. Только на открытых палубах речного транспорта можно обойтись без масок. 

Реальность. Какие подводные камни? 

Число пассажиров поездов выросло в несколько раз. Обычно такое столпотворение не характерно для немецких вокзалов. 

12.jpg

Поезда часто задерживаются. Да-да, точность немецких железных дорог явно перехвалена. Региональные поезда опаздывают очень часто. Связывают это, в том числе, и с резко возросшей нагрузкой на DB. К примеру, по расписанию на посадку и высадку отведено 2-3 минуты, но из-за большого потока пассажиров поезд стоит на станции 10 минут. Соответственно сбивается все расписание. 

13-1.png

Лучше не планировать стыковки короче, чем в 10 минут или иметь план Б на случай задержки. 

Надо следить за информацией о платформе прибытия на табло или в приложении. Из-за опозданий поезда в крупных пересадочных узлах могут перенаправляться на другие платформы. И происходит это в последний момент :(. Обычно на платформе появляется человек в форме DB и что-то сообщает на немецком. Кстати, английским на уровне “хотя бы показать куда идти” владеют практически все. 

14.jpg

Нам пришлось один раз бежать, трижды менять платформу, бегая с чемоданами с платформы 3 на платформу 54. 

Проблемы и как их решать

Поезд могут отменить. Да, просто отменить в последний момент. Например, мы столкнулись с отменой всех поездов на маршруте - с 20.00 до 5.00 проводился ремонт путей. В таком случае, согласно официальной информации, можно воспользоваться отелем или такси и после обратиться за компенсацией расходов. 

15.png

В случае задержки региональных поездов более чем на 20 минут можно пользоваться скоростными поездами. Но есть условие: вы должны купить билет на скоростной поезд, а потом уже требовать компенсации. Для туриста это не лучший вариант, хотя, возможно, кто-то попробует. 

16.png 

Что дальше?

Об этом узнаем после подведения итогов эксперимента, ведь кроме задержек поездов кардинально увеличилось число поездок, а значит число туристов и сопутствующих трат. Уже сейчас обсуждаются перспективы введения 65-евровых проездных. Разница существенная, но скорее всего и они будут пользоваться спросом.

Автор Юлия Кочубей 

***

Читайте нас в Телеграме