Бывший президент России Дмитрий Медведев в своей статье, опубликованной польским “Спутником”, заявил, что во время разделов Речи Посполитой “Екатерина II вернула себе свое” и к России были присоединены земли “завоеванные Литвой в средние века”. А “Белая Русь вернулась в “родную гавань”.

Депутат Палаты представителей Валерий Воронецкий раскритиковал исторический экскурс Медведева, написав в Facebook, что статья служит подтверждением того, насколько важно “всем нам знать историю […] настоящую историю, а не те исторические мифы, которые заказываются и используются политическими элитами для достижения тех или иных политических целей”. А также преподал курс реальной истории Беларуси. Публикуем с сокращениями, полностью сохраняя смысл и контекст (полная версия поста доступна по ссылке):

  • Колыбелью белорусской государственности является древний Полоцк. Первое упоминание о нём датируется 862-м годом. Стратегически выгодное для обеспечения международной торговли положение Полоцка позволило ему создать первое историческое политически самостоятельное государство на территории Беларуси - Полоцкое княжество. Конкурентами были Киев и Новгород.

  • Крещение Полоцка относят к 986 году (началом официальной истории Русской церкви принято считать 988 год) и связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — христианского миссионера и путешественника. В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и, согласно исландской саге, похоронен "в горе у церкви Иоанна и почитается как святой".

  • Полоцк и Киев вошли в образованное на белорусских землях молодое славянское государство - Великое Княжество Литовское и Русское (ВКЛ). Его первой столицей стал белорусский Наваградак (Новогрудок; как представляется, его роль в истории Древней Руси недостаточно изучена). Главной военно-политической целью ВКЛ стала защита от притязаний на свои земли со стороны достаточно агрессивных соседей. 

  • Говорить о том, что белорусские земли были "завоеваны Литвой в средние века" нельзя – хотя бы потому, что нет ни одного убедительного упоминания о битвах Литвы за белорусские земли. Таких убедительных примеров не найдено даже при большом старании в том числе современных литовских историков, которые стоят на позициях российской историографии в оценках своей и нашей истории.

  • Валерий Воронецкий со ссылками на известных историков и летописи отмечает, что «литва» - это название не пришлого народа, а людей, живших в лесах на территории современной Беларуси. “Не случайно часто в источниках мы видим: литва - лесные жители, язычники, не принимавшие христианства”, - пишет депутат.

  • В привилее (законодательном акте) 1568 года, принятом на Городенском сейме ВКЛ и составленном на старобелорусском языке, утверждается, что Литва и Русь - один и тот же народ, только отличающийся вероисповедованием. “И почему мы, белорусы, прямые потомки Литвы и Руси - одного и того же народа, но разной веры… должны отказываться от своего наследия и нашего средневекового государства ВКЛ, основанного нашими предками”, - задает риторический вопрос Воронецкий.

  • Основной закон нашего средневекового государства - Статут ВКЛ, также как и вся метрика ВКЛ, судебники и пр. - были написаны по признанию ученых-лингвистов на старобелорусском языке. Это ли не яркое свидетельство того, чьи политические элиты господствовали в ВКЛ.

  • Когда влияние белорусских элит стало ослабевать, белорусский язык был выведен из официального употребления. Это явилось причиной того, что наши государственные деятели, депутаты и служащие, писатели, поэты, учёные, и т.п. вынуждены были перейти на польский язык. Это дало повод полякам всех их причислить к польскому народу. Но разве не этим же путем пошла позже и Россия? Разве после включения наших земель в состав Российской империи поощрялось развитие белорусского языка и белорусской культуры?

  • Что касается угнетения белорусского народа и польскими панами, и русскими помещиками, так об этом достаточно много написано в исторической литературе.

  • Возвращаясь к изложенным выше историческим фактам, очевидно, что никаких оснований считать белорусские земли "своими" у российской императрицы Екатерины II не было. Также, как и не было прав на польские земли ни у Австрии, ни у Пруссии.

“В 21-м веке государствам делать выводы о том, где своё, а где чужое, следует на основании уже выработанных норм и принципов международного права, закрепленных прежде всего в Уставе Организации Объединенных Наций, учредителями которой являются в том числе Республика Беларусь и Российская Федерация. Этими принципами надо руководствоваться в международных отношениях и гарантированно их соблюдать. А то можем дойти до такой ситуации, когда, глядишь, и Казань с Астраханью попросят Москву вернуться в их "родную гавань", - отмечает Валерий Воронецкий.