“Спецоперация” в Украине стала испытанием не только для миллионов людей, но и для тысяч животных в зоопарках. Люди пытаются спасать их, иногда ценой собственной жизни. Смартпресс рассказывает об этой стороне конфликта в Украине.

Поддержка со всего мира

Украинские зоопарки (в первую очередь, расположенные на востоке и юге страны) начали испытывать проблемы уже в первые дни “спецоперации”. Одни оказались в зоне боевых действий, другие остались без поставщиков продовольствия.

Тигренок.jpg

Их стали спасать всем миром – Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов (ЕАЗА) бросила клич среди своих членов, а также обычных граждан. В итоге десятки зоопарков и тысячи любителей животных перевели деньги. Помогали и без ЕАЗА – отправляли продовольствие и медикаменты напрямую. Например, зоопарк Праги в день открытия своего сезона, передал по 10 тысяч евро коллегам из Николаева и Харькова. Для поддержки животных люди по всему миру покупают онлайн-билеты в неработающие украинские зоопарки.

Увы, деньги не всегда могут помочь. Особенно когда снаряды взрываются прямо в клетках животных.

Зоопарк Одессы принимает животных на передержку

Одесский зоопарк пока чувствует себя не худшим образом: есть международная помощь, помогают волонтеры. Здесь принимают животных на передержку. И люди, по разным причинам вынужденные расстаться со своими питомцами, пишут трогательные сопроводительные письма, рассказывая об их привычках, биографии и выражают надежду, что скоро смогут забрать их домой.

Бык Джавелин.jpg

Более того, закрытый с началом “спецоперации” зоопарк будет периодически открываться для посещений! Об этом на своей странице в Facebook написал директор зоопарка Игорь Беляков. В субботу, 26 марта состоялось открытие, пришли сотни одесситов. И в этот же день в зоопарке родился бычок серой венгерской породы. Назвали его Джавелин.

Реабилитационный центр для хищников ищет мясо для постояльцев

Это частный зверинец, расположенный в Васильевке (Запорожская область) и открытый энтузиастом Александром Пилишенко. Его цель - спасение крупных хищных зверей, пострадавших от жестокого обращения или тяжелых условий. Например, Киевский государственный цирк отдавал в Васильевку тигров-пенсионеров, которые доживали свой век вне арены.

Лев.jpg

В начале “спецоперации” животным пришлось очень тяжело – рядом велись боевые действия и восемь дней они оставались без еды. Сейчас боев нет, но проблемы с едой остаются. Зоопарк жил на билеты от посещений. Но кто сейчас будет его посещать?

“В эти трудные для нас всех времена хотим сказать соотечественникам, что наша большая семья жива и здорова. Вся семья: дети, внуки, все четырехлапые и пушистые. Все живут в своих домах. Мы никуда не уезжаем. Это наша земля, мы живем здесь, наши дети будут жить здесь. Наши внуки достроят то, что мы не успеем. Мы на своей земле, и у нас одно будущее. Желаем всем всегда оставаться людьми, встретить тихую и спокойную старость”, - такое сообщение появилось в соцсетях Центра.

Снаряды, упавшие в Николаевском зоопарке, поместили в музей

Билеты в неработающий Николаевский зоопарк распроданы на месяц вперед: их покупают люди со всего мира после призыва в соцсетях.

“Мы ощущаем большую поддержку от европейских зоопарков, особенно из Польши, стран Балтии. Но ни один зоопарк России не сказал и слова поддержки”, - заявил директор зоопарка Владимир Топчий.

Кот.jpg

По его словам, благодаря деньгам, полученным от иностранцев, есть возможность оплатить коммунальные услуги, купить медикаменты. А с едой для животных помогают волонтеры. Прокормить животных непросто – в Nikolaev Zoo живет около 4000 животных, 400 различных видов – это самая большая коллекция в Украине.

На территорию зоопарка нередко попадали снаряды и бомбы, и только по счастливой случайности никто из животных не ранен. Пострадали олени, которые бились от страха о заградительную сетку. Большинство из снарядов не разорвалось – после разминирования их поместили в музей зоопарка.

Николаев_снаряд.jpg

Из более чем 200 сотрудников сейчас работает около 60. Некоторые ночуют в зоопарке. Бомбоубежища на территории нет – в случае воздушной тревоги они прячутся в глубокий ров, который отделяет слонов и бегемотов от посетителей.

Но жизнь продолжается - 8 марта в зоопарке родился чистокровный дальневосточный леопард.

Возможен ли гуманитарный коридор для животных?

Самая тяжелая ситуация сложилась в двухчастных зоопарках – animal-парке “12 месяцев”, расположенном в 25 километрах от Киева в селе Демидов, и “Фельдман Экопарк” под Харьковом.

Парк “12 месяцев” сейчас находится на территории, подконтрольной российским войскам. Доступа к нему практически нет, и животные находятся на грани смерти. Здесь живет масса крупных животных - тигры и львы, жирафы и верблюды, пумы и ягуары, белый носорог и камчатский медведь… Уже в марте в зоопарке родился маленький зебренок.

Зебренок.jpg

Парк уже почти месяц живет без электричества, три недели – без газа, дизель-генератора и подвоза кормов. После того, как были взорваны мосты через Ирпень, парк оказался фактически на острове. За животными ухаживают всего несколько человек.

Владелец и директор парка Игорь Пинчук обратился к Владимиру Зеленскому с просьбой помочь с организацией гуманитарного коридора.

Я не прошу спасать животных вместо людей. Их надо спасать вместе с людьми!

Он просит вывезти небольших животных и помочь с организацией пропуска кормов и топлива для дизель-генератора для спасения крупных, таких, как бегемоты и жирафы.

“Понятно, что в первую очередь надо спасать людей. Но надо, чтобы на переговорах, хотя бы десятым пунктом, поставили проблему спасения животных. Это и зоопарки, и лошадиные ранчо, и приюты, в которых живут сотни бездомных собак”, - просит Игорь Пинчук.

Орангутан.jpg

По его словам, из зоопарка удалось вывезти двух маленьких орангутанов. “Это была полувоенная операция, с лодками, ящиками, бесконечной анестезией животных. Это не выход. Нам нужна “дорога жизни” для животных – посадить их в клетки, переноски и вынести оттуда. Желающих принять их много, в том числе и государственные зоопарки”, - говорит Пинчук. – “Если животных не начать спасать сейчас – они умрут. Они уже начали умирать”.

“Фельдман Экопарк”: животные умирают от снарядов и страха

Совсем ужасная ситуация сложилась в частном “Фельдман Экопарк”, который расположен под Харьковом. Он оказался непосредственно в зоне боевых действий, и животные погибают практически ежедневно: кто от пуль и снарядов, кто от разрыва сердца.

Вольер.jpg

Гибнут олени и орангутаны, шимпанзе и кенгуру. Часть оленей убежала из разрушенных вольеров в лес. Экопарк обратился к охотникам не стрелять в них. “В нынешних тяжелейших условиях мы все должны оставаться людьми, помогать друг другу, относиться с пониманием к сложившимся обстоятельствам. Дайте нашим оленям выжить!”, - просят в зоопарке.

Тем не менее, спасательные операции продолжаются. Практически ежедневно люди стараются попасть на территорию экопарка и вывезти животных, которых готовы приютить в государственных зоопарках. Так, недавно были эвакуированы восемь кенгуру. Чуть раньше - четыре “краснокнижные” гигантские черепахи.

Львенок Симба.png

Смогли спасти и львенка Симбу. Сначала его эксплуатировали в ресторане как "живую игрушку". Когда он попал в Экопарк, его готовили для отправки на родину, в Африку, но пришла война.

“Пару дней назад Симбу вместе с несколькими другими животными вывезли из Экопарка под обстрелами. Сейчас он находится во дворе дома Александра Фельдмана, радуется свежему снегу и вниманию. Мы обязательно вернём Симбу на родину, и сделаем все, чтобы спасти всех животных, для которых Экопарк успел стать родным домом”, - сообщает экопарк.

Шимпанзе.jpg

Был свой зоопарк и в Мариуполе. Что стало с ним и с животными - неизвестно. Но, судя по всему, судьба их незавидна…

Безусловно, в условиях, когда ежедневно гибнут сотни людей, очень сложно думать о спасении животных. Но эти милые мартышки и тапиры, львята и козлята, которыми мы умиляемся в зоопарках, полностью зависят от людей. И не стоит забывать, что мы в ответе за тех, кого приручили. И нужно оставаться человеком – даже на войне.