Белорусов 27 февраля ожидает давно анонсированный конституционный референдум.  Пришедшим на участки предстоит ответить всего на один вопрос – принимают ли они новые изменения и дополнения Конституции Беларуси. Хотя самих поправок – десятки. Еще раз изучили новую версию Основного закона, на этот раз окончательную, сравнив ее с действующим документом и тем, что был вынесен на общественное обсуждение в конце декабря.

конституция3.jpg

Президент на два срока, не моложе 40 лет и без иностранного гражданства

Статья 80 в новой редакции (и после обсуждений это не изменилось) гласит, что президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами. В действующей сейчас Конституции указано, что президентом может быть избран гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Согласно новой редакции президентом имеет право быть человек, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.

В статье 81, как и ранее, указано, что президент избирается сроком на пять лет. При этом статья дополнена словами, что "одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков".

Статья 86 в финишной редакции гласит, что президент не может занимать другие должности, если иное не предусмотрено Конституцией, а также получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением авторского вознаграждения за произведения науки, литературы и искусства. В вынесенной на общественное обсуждение версии добавка "если иное не предусмотрено Конституцией" отсутствовала.

Статья 88 в новой редакции наделяет Всебелорусское народное собрание правом смещения президента - в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения президенту и смещении его с должности вносится ВНС по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей или не менее 150 тыс. граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. Расследование обвинения организуется Всебелорусским народным собранием.

Решение ВНС о смещении президента с должности считается принятым, если за него проголосовало большинство от его полного состава. Непринятие ВНС решения о смещении президента с должности в течение двух месяцев со дня внесения предложения о выдвижении обвинения означает отклонение обвинения.

В случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят к председателю Совета Республики. В действующей редакции они переходят премьер-министру.

Статья 89 в новой редакции гласит, что президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Это распространяется и на президента, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.

ВНС смещает президента, вводит ЧС и устанавливает госпраздники

Проект новой Конституции дополнен целой главой, посвященной деятельности Всебелорусского народного собрания. После всенародного обсуждения глобальных изменений она не претерпела.

внс.png

Согласно статье 89, ВНС будет являться высшим представительным органом народовластия Беларуси, определяющим стратегические направления развития общества и государства, "обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие".

Помимо того, что Всебелорусское народное собрание получит право смещения президента, предполагается, что ВНС будет утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, программы социально-экономического развития, предлагать изменения и дополнения в Конституцию, проведение республиканских референдумов, будет вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов. Кроме того, ВНС может вводить чрезвычайное положение в стране и по предложению президента направлять военнослужащих за пределы государства для "участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности".

К ВНС перейдут полномочия (по предложению президента) по избранию и освобождения от должности председателя и членов ЦИК, председателей и судей Конституционного Суда и Верховного Суда. А также заместителей председателей этих судов (это – одно из немногих добавлений, появившихся после всенародного обсуждения).

Еще одно новшество по сравнению с ранее предложенным вариантом – к ВНС перешло право устанавливать государственные праздники и праздничные дни.

Среди делегатов ВНС в проекте Конституции значатся действующий президент и президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.

Как переходная значится статья 144, согласно которой "лицо, занимающее должность президента на дату вступления в силу изменений и дополнений в Конституцию, может одновременно являться президентом и председателем ВНС". На момент вынесения на общественное обсуждение она звучала немного иначе: "В целях организации надлежащей работы Всебелорусского народного собрания президент, занимающий эту должность на дату вступления в силу изменений Конституции, может быть избран председателем Всебелорусского народного собрания".

Пятилетний созыв для нижней палаты и пожизненное членство в СР

Статья 91 дополнена положением, что членом Совета Республики пожизненно с его согласия является президент Беларуси, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.

Статья 93 предусматривает, что срок полномочий парламентапять лет (ранее – четыре года), если иное не предусмотрено Конституцией.

Прописан запрет финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В проекте новой Конституции также указано, что выборы депутатов будут проводиться в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Право выдвижения кандидатов в депутаты теперь есть и у политических партий. Общественные объединения теперь не могут выдвигать своих членов. Остается такое право у трудовых коллективов и граждан.

В обновленной статье 36 также прописано, что граждане "для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности".

Дополнено, что членами партий не могут быть не только судьи, прокурорские работники, сотрудники Комитета государственного контроля и военнослужащие, но и сотрудники военизированных организаций.

Ранее предполагалось, что по статье 143 изменения Конституции, касающиеся порядка деятельности парламента, будут применяться в отношении парламента, который будет избран после вступления в силу изменений Конституции. В окончательной редакции эти изменения убрали.

Демократия на основе идеологии и уважение государственных символов

"Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений". Именно так звучит статья 4 ныне действующей Конституции Беларуси, и в такой же формулировке первоначально предполагалось ее оставить. Однако в варианте, вынесенном на референдум, есть изменения.  В случае принятия новой редакции, она будет звучать так: "Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений".

После обсуждения изменилась также формулировка статьи 52. Ранее ее предлагали в такой редакции: "Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции Беларуси".  В итоговый вариант вошла следующая "Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать государственные символы и национальные традиции Беларуси".

Проявлять социальную ответственность и заботиться о своем здоровье

Статью 12 о предоставлении убежища иностранцам после обсуждения вернули к той версии, что прописана в действующей Конституции, а именно: "Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность".

Статью 21 предлагали дополнить следующим абзацем: "Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства". И именно в такой формулировке она осталась.

В статье 28 прописано, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.

В статье 32 уточнено, что брак рассматривается "как союз женщины и мужчины", и супруги имеют равные права в браке и семье. После общественного обсуждения в нее добавился еще один пункт - о том, что "государство обеспечивает приоритет воспитания детей в семье".

Одна из поправок в статью 41 на момент обсуждения звучала так: "Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы на основании судебного постановления или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении". В окончательной редакции она сформулирована иначе: "Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы на основании судебного постановления либо в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положениях".

Вызвавшее обеспокоенность общественности дополнение в статью 45 о том, что "граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья" в итоговой редакции изменилась просто на "Граждане заботятся о сохранении собственного здоровья".

После обсуждения дополнение о патриотизме в статью 54 власти хотят сделать в такой редакции "Сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь". Ранее формулировка предлагалась такая: "Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь".

Следует отметить, что все изменения Конституции вступят в силу через 10 дней после официального опубликования. В течение двух лет после этого в соответствие с ней должны быть приняты либо приведены в соответствие законы, предусмотренные в Конституции, а также указы и распоряжения.