Европа может остаться без газа в ближайшие два месяца из-за морозов и низких запасов топлива в хранилищах, пишет РБК со ссылкой на Bloomberg.
Несмотря на резкое обострение ситуации, предпосылки к нему складывались годами, отметили авторы статьи. Они напомнили, что Европа находится "в разгаре энергетического перехода": она закрывает угольные электростанции, тем самым "увеличивая зависимость от возобновляемых источников энергии". Хотя энергия ветра и солнца чище, эти источники "непостоянны", в результате чего в прошлом году в Европе резко упала выработка электроэнергии, пишет агентство.
"Поскольку два самых холодных зимних месяца еще впереди, есть опасения, что газ в Европе может закончиться", — говорится в статье.
Хранилища в Европе заполнены на 56%, что на 15 п.п. ниже среднего показателя за десять лет, пишет Bloomberg. По прогнозу экспертов консалтинговой компании Wood Mackenzie, если Россия не увеличит поставки газа, к концу марта уровень запасов в Европе снизится до 15%, что может стать самым низким показателем в истории.
"Не ясно, как можно достичь необходимого уровня запасов газа в хранилищах без дополнительных поставок из России по "Северному потоку-2" или действующим маршрутам. 2022 год станет очередным нестабильным годом для европейских цен на газ", — заявил вице-президент Wood Mackenzie Массимо Ди Одоардо.
В прошлом году биржевые цены на газ в Европе побили несколько рекордов. 21 декабря стоимость топлива впервые превысила $2 тыс. за куб. м. Эксперты Fitch связывали это со снижением прокачки через газопровод Ямал — Европа, с информацией о запуске "Северного потока-2" не ранее второй половины 2022 года и с новостями о возможном похолодании в Европе.
Затем цена на газ в Европе постепенно начала снижаться. 30 декабря она опустилась ниже 1 тыс. за куб. м. Стоимость топлива продолжила падать на фоне сообщений о том, что обе нитки "Северного потока-2" готовы к эксплуатации. Об этом президенту доложил глава "Газпрома" Алексей Миллер. В интервью РБК он заявил, что среди основных причин энергетического кризиса в Европе видит отказ Еврокомиссии от долгосрочных контрактов в пользу спотовых, падение собственной добычи газа в регионе, а также холодную зиму в этом году.