Путь к VI Национальной театральной премии был непростым. Финал республиканского конкурса театрального искусства ждали еще осенью 2020-го года, но тогда было совсем не до раздачи статуэток. К весне нынешнего года было решено перевернуть страницу: результаты предыдущего отбора обнулили, театрам разрешили прислать новые заявки, в том числе добавив премьеры и за последние месяцы. 28 октября состоялось награждение лауреатов. Список победителей многих удивил.
Новые лица в старых декорациях
Последние годы организатором Национальной театральной премии был Купаловский театр. Нынешняя церемония создавалась всем миром. Если площадкой для раздачи статуэток в виде аистов, укутанных занавесом, был традиционно выбран театр имени Янки Купалы, то приемом и рассадкой гостей занималась команда РТБД, заветные конверты с именами победителей выносили танцовщики Молодежного театра эстрады, вели действо часто появляющиеся в роли конферансье на масштабных мероприятиях Вера Полякова-Макей и Руслан Чернецкий, а также солисты Оперного театра Ольга Кажгалиева и Тарас Присяжнюк. Между объявлениями победителей танцевали и пели артисты разных столичных театров. К слову, никогда за историю существования Нацпремии на его площадке с таким количеством номеров не выступали солисты Молодежного театра эстрады. Но, замечу, практически только они работали на все зрительские сектора.
Дело в том, что в качестве основы для торжества был выбран светодиодный куб из технологического спектакля купаловцев "Сон у Купальскую ноч", который ставил на белорусской сцене российский режиссер Андрей Прикотенко. Для церемонии использовался трюк, задуманный тогда постановщиком: все статуэтки подавались на сцену при помощи подъемных механизмов (в "Сне…" так появлялись на сцене актеры). Зрителей и тогда, и сейчас рассадили со всех сторон куба, в том числе и на сцене. Только первый ряд нынче отдали под места для членов жюри.
Гостей собрали на мероприятие за полчаса до начала самой церемонии. Со времени последнего конкурса публика значительно поменялась, в зале было не так много знакомых лиц, практически полностью исчезли ведущие театроведы и театральные критики. Так же, как и разговоры об увиденных спектаклях, сильных актерских работах и новых открытиях. Люди в основном ели в буфете пирожные по невероятно низкой для столицы цене либо искали своих в фойе.
Трижды названный и главный сразу в двух секциях
Вручение статуэток началось с неожиданности. В секции театра кукол из шести заявленных спектаклей четыре сошли с дистанции. К примеру, из-за болезни актеров были отменены конкурсные показы "Пушкин. Очень маленькие трагедии" и "Записки юного врача" столичного Театра кукол. Последний спектакль в режиссуре Евгения Корняга недавно гремел на "Белой веже" и, если бы был показан на Нацпремии, наверняка бы вмешался в расклад победителей. В итоге же "аистов" разделили между постановками гродненцев и витебчан. Лучшей актерской работой была признана роль прекрасной характерной актрисы Гродненского театра кукол Ларисы Микулич в мистическом спектакле "Локис". За эту же постановку была награждена художница Лариса Микина-Прободяк. Лучшем спектаклем и работой режиссера стал "Куклы Тима Талера, или Проданный смех" Михаила Климчука витебского театра "Лялька".
Михаила Климчук
Кстати, Климчуку-младшему довелось подниматься на сцену еще раз: его работа победила также в секции "Спектакль для детей и юношества", обойдя пять соперников, среди которых были и спектакли коллег, и балет, и драматические постановки. Правда, премию жюри, заявленную в инструкции и равную 100 базовым величинам, кукольникам почему-то решили не вручать.
Музыкальный детектив, балетная драма, оперная мистика
Самые большие перемены произошли в секции музыкального театра. Так, за звание лучшего в жанре оперетта, музыкальная комедия, мюзикл в прошлом году должен был бороться "Шлюб з ветрам" Республиканского театра белорусской драматургии. Обласканный критикой, этот спектакль только за эту осень прогремел на "Белой веже" в Бресте и привез премию с солидного фестиваля "Балтийский дом". Вместо него в новом раскладе только два участника: музыкальная комедия "Труффальдино из Бергамо" Музыкального театра и мюзикл-детектив "Джек Потрошитель" Молодежного театра эстрады. Последний весьма неожиданно и победил, да еще получил в своей секции приз за лучшую сценографию (художник Юрий Борисевич).
На звание лучшего балета из трех постановок претендовало два спектакля Сергея Микеля, но статуэтка оказалась в руках балетмейстера "Анны Карениной" Большого театра Ольги Костель. Главная роль в этой постановке принесла народной артистке Беларуси Ирине Еромкиной приз за лучшую женскую роль. Но балеты ее соперника также не остались незамеченными. композитору "Титаника" Олегу Ходоско вручили премию жюри за музыку к этому балету. Александра Анисимова назвали лучшим дирижером-постановщиком за работу над балетом "Пер Гюнт".
Денис Немцов
Лавры среди опер достались "Фаусту" Большого театра. Его режиссера Анну Моторную чествовали за лучшую работу постановщика. Среди частных премий особенно хочется отметить талантливого Дениса Немцова, давно заслуживающего "аиста" за лучшую мужскую роль в музыкальном спектакле. Сейчас его наградили за исполнение заглавного персонажа в "Труффальдино из Бергамо" Музыкального театра.
С уважением к сединам и практически без частных проектов
Секция драмы всегда была наиболее многочисленной. Нынче было заявлено 16 спектаклей. Жаль, среди них опять-таки не оказалось "Шлюба з ветрам" Евгения Корняга. Из списка предсказуемо исчез прогремевший несколько лет назад "Стражи Тадж-Махала" Александра Янушкевича. Да и в принципе в теперешней Нацпремии из негосударственных проектов участвовал только "ТриТформаТ".
Анатолий Маркевич, министр культуры
Нынешнее жюри было щедрым на призы региональным театрам. Лучшим спектаклем малой формы стал "Вий" Полесского драматического театра, уже начавшего собирать награды за пределами страны. За него же пинский режиссер, актер и сценограф Павел Маринич получил статуэтку, как лучший художник. Лучшим режиссером назвали постановщика "Людей на болоте" Мозырьского театра Романа Цыркина. За роль в этом же спектакле премию жюри дали Михаилу Клименко.
Лично мне жаль только, что незамеченным почему-то остался атмосферный, наполненный удивительной палитрой эмоций спектакль "Олеся" режиссера Тимофея Ильевского по одноименной повести Александра Куприна, поставленный в Брестском театре драмы.
Остальные награды разошлись среди работников столичных театров. За лучшую женскую роль чествовали Надежду Анципович (Геля в "Варшавской мелодии" Нового драматического театра). Премия за лучшую работу драматурга вызвала неприкрытое изумление зала: ее присвоили востребованному в 90-х годах прошлого столетия Алексею Дудареву за пьесы "Вечер" (увидела свет в 1984-м году) и "Не покидай меня" (журнальная версия появилась в 2007-м).
С уважением к мастодонтам присвоили и премию за главную мужскую роль: ее получил за работу в спектакле "Фальшивая нота" Театра-студии киноактера декан театрального факультета Академии искусств, заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук. В благодарственном слове Владимир Андреевич долго перечислял, сколько премий за главную мужскую роль он получал в своей жизни, а также рассказал, что выходит в этом спектакле на сцену вместе со своим бывшим студентом Сергеем Лапаницыным и внуком-музыкантом, лауреатом телевизионного конкурса "Талент краіны" Никоном Мазолем.
Александр Ефремов
Обычно постановку с таким количеством актеров причисляют к спектаклям малой формы. Но жюри, судя по всему, посчитало, что поднятая режиссером Александром Ефремовым масштабная тема может претендовать на приз в основной номинации. В результате "Фальшивая нота" стала лучшим спектаклем театра драмы для большой сцены.
Автор: Анастасия Панкратова
Фото: Анны Шарко