Профессор кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики БГУ, доктор филологических наук Ирина Сидорская в эфире Смартпресс рассказала о том, почему сложен диалог между поколениями, какими качествами отличается генерации X, Y, Z, и как новый посол РФ в Беларуси повлиял на привлечение белорусских студентов российскими вузами.
Пропащее поколение гаджетов
По мнению Сидорской, среди преподавателей нельзя найти тех, кто считает молодое поколение "пропащим". Да, молодые люди "сидят в гаджетах", но делают это потому, что для них это целый мир - тем, чем для старшего поколения были бумага, ручка и книги, для зумеров стали гаджеты.
"Я точно не согласна, что это "пропащее поколение". Наоборот, мне кажется, многому можно у них научиться - уважительному отношению к разным людям, к разным социальным группам, их умению пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. И вообще, они такие креативные, смотрят на мир по-другому и могут часто подсказать какое-то абсолютно новое решение в том числе профессиональных вопросов", - сказала она.
Сидорская заметила, что иногда преподаватели-практики рассказывают, что студенты предлагают прекрасные решения, которые и в голову не приходили профессионалам. "Мне кажется, если старшее поколение будет более настроено на диалог с молодым поколением - будет лучше. Я считаю, что его недостаточно", - добавила преподаватель.
Почему поколения плохо понимают друг друга
"Мы всегда стремимся к комфортному, а значит к однородному общению. То есть нам приятней и легче общаться с людьми нашего возраста, нашего круга, нашего гендера и так далее. Это проще. Потому что мы действительно понимаем друг друга без каких-то лишних слов. Для того, чтобы понять человека, принадлежащего к другому поколению, нам нужно приложить усилия. А у нас не всегда есть ресурсы на эти усилия, не всегда есть время, желание", - считает Сидорская.
Но так как современная молодежь, по ее мнению, инклюзивна, то она будет стараться понять старших: "Они именно за то, что всякие социальные группы достойны уважения. Они будут стараться нас понять. Мне кажется, мы должны тут брать с них пример".
То, что людям легче общаться с подобными себе, это биологический аспект - люди всегда будут выбирать то, что для них легче: "Но с другой стороны, если воспитание будет такое, что нужно понимать других и что без этого счастливой жизни не будет - тогда мы будем прикладывать усилия, чтобы стараться понять других, в том числе другое поколение".
Поколения X, Y, Z и "снежинки"
Сидорская напомнила о теории поколений X, Y, Z, где Х - люди, родившиеся с 1965 по 1980 год, Y - с 1981 по 1996 год, а поколение Z - родившиеся с 1997 года. Там используется интервал в 15 лет. "Но теперь исследователи считают, что 15 лет - это слишком много. Дело в том, что увеличился темп изменений жизни. Изменения происходили все время, но раньше люди успевали к ним приспособиться, - сказала Сидорская. - Реально, наверное, 7-10 лет сегодня - это максимум, который может быть между поколениями. Представьте, как поменялась жизнь не только за 20, но за 10 лет".
Она рассказала, что зумеров иногда называют "снежинками" из-за их свойств. Первое - уникальность, ведь нет двух одинаковых снежинок. Второе - хрупкость. "Вот эти два свойства - уникальность и хрупкость - характеризуют детей, подростков, студентов поколения "снежинок". То есть они считают, что они абсолютно уникальные личности - исключительные и достойные не просто уважения, но всего самого лучшего. А с другой стороны они очень хрупкие", - пояснила Сидорская.
По ее мнению, безопасность и комфорт для "снежинок" очень важны, при этом понятие безопасности не такое, как у старших поколений: "Если раньше мы призывали выйти из зоны комфорта, чтобы развиваться, то поколение "снежинок", поколение Z - они хотят создать себе зону комфорта и из нее не выходить. И вот если что-то заставляет их выходить из зоны комфорта - например, какая-то психологическая агрессия, какая-то дискриминация - они очень сильно на это реагируют, сразу обрывают эту коммуникацию. Они ни в коем случае не позволят вести себя по отношению к ним неуважительно, агрессивно, дискриминирующе, обесценивающе и так далее".
Поколение "снежинок" - это те, кто понимает, что агрессия и насилие могут быть не только физическими - они могут быть ментальными и психологическими. Они борются с этим: "Но с другой стороны, мне иногда кажется, что они реально уже перебарщивают - иногда просто можно проявить характер, а не сразу уходить в свою "раковину".
Отношение родителей к выбору детей
Говоря об отношении взрослых и детей, Сидорская высказала мнение, что родители должны иметь совещательный голос, когда ребенок выбирает будущую профессию и вуз. Они должны советовать, рекомендовать, потому что знают ребенка и лучше знают жизнь. Но выбирать специальность абитуриент должен сам, потому что важна мотивированность. Ведь сегодняшних студентов, по словам Сидорской, нельзя заставить что-то делать разговорами о том, что "в будущем тебе это понадобится".
"То есть студенты будут хорошо учиться, если им это нравится, если это их выбор, если они видят приложение своих знаний здесь и сейчас", - добавила профессор.
Студенты за рубежом
Сидорская считает, что если молодежь едет учиться за границу, то это абсолютно нормально и о каком-то катастрофическом оттоке молодых людей, по ее мнению, пока речи быть не может. Большая часть молодых белорусов, которые учатся за рубежом, делают это в России. Там принимают студентов из РБ на бюджетное обучение, платят стипендию и нет распределения.
"Кстати, вот в последний год в связи с приходом нового посла России в Беларуси вот эта деятельность по сотрудничеству российских вузов с белорусскими абитуриентами и студентами активизировалась. Есть программы российские, в которых заняты лучшие федеральные вузы. Они приглашают белорусских студентов на учебу и это все для белорусских студентов бесплатно - и учеба, и проезд, и разные развлекательные мероприятия. Поэтому именно в российские вузы едет бóльшая часть студентов, которые учатся не в Беларуси", - сказала преподаватель.
Чтобы не было катастрофических последствий для страны, очень важно, чтобы студенты возвращались: "Для этого Родина безусловно должна предоставить какие-то условия. Вот здесь, мне кажется, можно рассмотреть опыт Казахстана, который как раз посылал своих студентов в американские и японские вузы. И потом, когда они возвращались, их брали в государственный сектор и предлагали им очень высокие зарплаты и прекрасные возможности для реализации".
"Понятно, что это была затратная программа, но в будущее всегда надо вкладываться. - полагает Сидорская. - Мало того, что эти люди получили суперобразование - они знали, что их на родине ждут, и что они будут и реализованы, и финансово обеспечены".
"Лирики" с "физиками" и нужность университета
Поколение Z уже нельзя делить на "физиков" и "лириков", ибо они "комплексные и междисциплинарные". Потому что и современная наука комплексная, и молодежь сейчас разбирается в информационно-коммуникационных технологиях.
Так называемые “технари”, по мнению Сидорской, сейчас ощутили необходимость "софт скиллов" - навыков коммуникации, умения вести переговоры, упреждать и разрешать конфликты, коммуницировать гендерно корректно: "А то бывает, что программист в программировании супер, а пришел, например, в международную компанию и сделал столько ошибок в гендерной коммуникации, что его через два дня оттуда попросили".
Волнует сейчас и вопрос нужности университетского образования: "Мне кажется, важно рассматривать университет не как заведение, которое даст тебе профессию. Университет дает иной взгляд на мир, который никакие курсы не дадут".
Научить профессии можно на онлайн-курсах, но вуз - это другое, считает профессор: "Ведь речь сейчас идет о том, что нельзя научиться один раз на всю жизнь - надо постоянно учиться. Университет дает иной взгляд на мир, которого у вчерашнего школьника не было и не могло быть в силу объективных причин. То есть университет показывает - какой мир, какое твое место в этом мире. И вот встреча с разными преподавателями, сокурсниками, представителями профессиональной сферы - это, мне кажется, прежде всего стоит ценить в университете".
Социальный лифт и зумеры
По словам Сидорской, естественно, студенты за 20 лет ее преподавания в БГУ изменились, но во многом похожи - они остались "молодыми, активными, мотивированными, всем интересующимися". Профессор заметила, что любит студентов "как класс". Хоть они и разные: "Есть студенты, для которых университет - это только социальный лифт в стабильное будущее. А есть студенты, для которых университет - это целый мир, полный каких-то неразгаданных тайн и невероятных приключений".
Преподаватель добавила, что ей довелось учить студентов разных поколений - их разделяют на поколения Х, Y и Z. Большая часть преподавания пришлась на Y, а с 2014 года в университет пришло поколение Z.
"Во-первых, они получают информацию из очень разных источников. Вот когда к нам приходили студенты раньше, поколение особенно Х, и Y тоже - они были примерно одинаковы. У них был примерно одинаковый бэкграунд. То есть, что школа со школьной программой им дали, что они оттуда почерпнули - вот примерно такой бэкграунд у них и был", - заметила Сидорская.
"А современные студенты , они пользуются огромным количеством разных источников информации. Например, подкастами, Youtube-каналами, телеграм-каналами новостных СМИ, лидеров мнений читают и так далее. И получается, что у них очень разное и содержание их знаний, и объем знаний, - рассказала Сидорская. - И еще такая штука - они обязательно проверят то, что преподаватели говорят на своих занятиях. То есть, если раньше университет был главным источником информации для студентов, то сегодня студент использует другие источники информации и если увидит противоречия с тем, что говорил преподаватель, - обязательно это заметит и обязательно это спросит".
Меньше бумажных конспектов и больше толерантности
Профессор считает, что тех, кто ведет традиционный письменный конспект, очень мало: "В основном приходят с ноутбуками и конспектируют лекции. Достаточно много студентов, которые пользуются смартфонами - в те же самые "Заметки" конспектируют лекции, делают там какие-то наброски к семинарам и, скажем, ручка и тетрадка им не нужны и они их точно не носят".
Студенты, по ее мнению, иногда знают то, чего не знает преподаватели. Естественно, бывает и наоборот. Сидорская заметила, что в 18-20 лет идет накопление знаний и в потоке информации может быть какая-то "шелуха", которую с течением времени студент отбросит: "Да, каналов информации очень много. И, наверное, самое главное для студентов находить релевантные каналы и уметь верифицировать информацию. Ведь в интернете мы можем найти все, что угодно - и "за", и "против", и с одной стороны, и с другой. Самое главное для студентов и самое главное, мне кажется, для нас, как преподавателей, - обучить студентов находить релевантные источники и проверять информацию. Понимать, что вот это качественная информация, а это - нет".
"Мне кажется, сегодняшние студенты более вдумчивые, внимательные и толерантные - именно вот в таком духовном смысле этого слова. Поколение предыдущих студентов, мне кажется, было более бескомпромиссным, они более четко делили мир на "черное" и "белое". А вот как раз современные студенты, мне кажется, понимают, что есть и "черное" и "белое" - может быть, в одном и том же феномене. И стараются видеть это в комплексе", - считает Сидорская.
Но возраст около 20 лет, конечно, предполагает определенный максимализм, ведь это время, когда "хочется четко отделять добро от зла". "Современный студенты - они инклюзивны, они не терпят никакой дискриминации, не терпят пренебрежительного отношения к каким-то социальным группам и они как раз очень ценят взаимоуважение, доброжелательность - вот такой психологический комфорт, в том числе в коммуникации", - заметила Сидорская.
Ирина Владимировна Сидорская - профессор кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук. Она в 1991 году окончила отделение философии философско-экономического факультета БГУ с 2010 года по октябрь 2020-го была заведующей кафедрой, с ноября 2020-го – в должности профессора кафедры. Имеет около 200 научных, научно-популярных и учебно-методических публикаций. Формирует научную школу в области коммуникативистики в БГУ.