Профессор кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики БГУ, доктор филологических наук Ирина Сидорская в эфире Смартпресс рассказала, чем отличается  поколение Z: молодежь более инклюзивная, не терпит дискриминации и не доверяет на слово преподавателям. 

sidorskaja.jpg

Социальный лифт и зумеры

По словам Сидорской, естественно, студенты за 20 лет ее преподавания в БГУ изменились, но во многом похожи - они остались "молодыми, активными, мотивированными, всем интересующимися". Профессор заметила, что любит студентов "как класс". Хоть они и разные: "Есть студенты, для которых университет - это только социальный лифт в стабильное будущее. А есть студенты, для которых университет - это целый мир, полный каких-то неразгаданных тайн и невероятных приключений".

Преподаватель добавила, что ей довелось учить студентов разных поколений - их разделяют на поколения Х, Y и Z. Большая часть преподавания пришлась на Y, а с 2014 года в университет пришло поколение Z. 

"Во-первых, они получают информацию из очень разных источников. Вот когда к нам приходили студенты раньше, поколение особенно Х, и Y тоже - они были примерно одинаковы. У них был примерно одинаковый бэкграунд. То есть, что школа со школьной программой им дали, что они оттуда почерпнули - вот примерно такой бэкграунд у них и был", - заметила Сидорская. 

"А современные студенты , они пользуются огромным количеством разных источников информации. Например, подкастами, Youtube-каналами, Telegram-каналами новостных СМИ, лидеров мнений читают и так далее. И получается, что у них очень разное и содержание их знаний, и объем знаний, - рассказала Сидорская. - И еще такая штука - они обязательно проверят то, что преподаватели говорят на своих занятиях. То есть, если раньше университет был главным источником информации для студентов, то сегодня студент использует другие источники информации и если увидит противоречия с тем, что говорил преподаватель, - обязательно это заметит и обязательно это спросит".

Меньше бумажных конспектов и больше толерантности

Профессор считает, что тех, кто ведет традиционный письменный конспект, очень мало: "В основном приходят с ноутбуками и конспектируют лекции. Достаточно много студентов, которые пользуются смартфонами - в те же самые "Заметки" конспектируют лекции, делают там какие-то наброски к семинарам и, скажем, ручка и тетрадка им не нужны и они их точно не носят".

Студенты, по ее мнению, иногда знают то, чего не знает преподаватели. Естественно, бывает и наоборот. Сидорская заметила, что в 18-20 лет идет накопление знаний и в потоке информации может быть какая-то "шелуха", которую с течением времени студент отбросит: "Да, каналов информации очень много. И, наверное, самое главное для студентов находить релевантные каналы и уметь верифицировать информацию. Ведь в интернете мы можем найти все, что угодно - и "за", и "против", и с одной стороны, и с другой. Самое главное для студентов и самое главное, мне кажется, для нас, как преподавателей, - обучить студентов находить релевантные источники и проверять  информацию. Понимать, что вот это качественная информация, а это - нет".

"Мне кажется, сегодняшние студенты более вдумчивые, внимательные и толерантные - именно вот в таком духовном смысле этого слова. Поколение предыдущих студентов, мне кажется, было более бескомпромиссным, они более четко делили мир на "черное" и "белое". А вот как раз современные студенты, мне кажется, понимают, что есть и "черное" и "белое" - может быть, в одном и том же феномене. И стараются видеть это в комплексе", - считает Сидорская.

Но возраст около 20 лет, конечно, предполагает определенный максимализм, ведь это время, когда "хочется четко отделять добро от зла". "Современный студенты - они инклюзивны, они не терпят никакой дискриминации, не терпят пренебрежительного отношения к каким-то социальным группам и они как раз очень ценят взаимоуважение, доброжелательность - вот такой психологический комфорт, в том числе в коммуникации", - заметила Сидорская.

Ирина Сидорская - профессор кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук. Она в 1991 году окончила отделение философии философско-экономического факультета БГУ с 2010 года по октябрь 2020-го была заведующей кафедрой, с ноября 2020-го – в должности профессора кафедры. Имеет около 200 научных, научно-популярных и учебно-методических публикаций. Формирует научную школу в области коммуникативистики в БГУ.