Прическа с начесом для многих стала символом того административно-командного времени, что в Беларуси и не думает заканчиваться. "Начес" - часть стереотипного образа чиновницы. Так откуда же он взялся - этот укрепленный лаком элемент государственного управления? Смартпресс решил окунуться в историю родного нам всем начеса, отмечая таким образом день парикмахера, который празднуется 13 сентября.
Бабеттовые репрессии и один Высоцкий
Начесомания на белорусских землях началась в 1960-х годах. Тогда прическа "бабетта" стала популярной в СССР после показа в стране французского фильма 1959 года "Бабетта идет на войну". Бабеттой звали главную героиню, которую играла Бриджит Бордо. На голове носила она именно то, что потом будут повторять поколения советских и постсоветских педагогов, а также руководительниц различных комитетов. Возможно, так женщины имитировали высокие фуражки, к которым в то время у них доступ был ограничен?
Классическая бабетта - это прическа из длинных волос, которые укладываются в валик сзади и частично на макушке. Бабетту делают при помощи начеса, либо и начеса и одного из его видов - тупировки (для того, чтобы вычесать верхние пряди, создавая бабетту). В советское время был период, когда такие прически считали низкопоклонством перед западом и высмеивали в газетах: "Сидорова Любовь Ильинична 1940 г. рожд., машинистка треста "Плодовощ", носит высокую прическу! Вообще фифа. Не прическа, а капуста! У нее в головке пусто".
Критиковала такие прически и поэтесса Агния Барто:
И в кино не удалось
Мне увидеть фильма —
Небоскребы из волос
Мне мешали сильно.
На экран хоть не гляди,
Лучше и не пробуй, —
Небоскребы впереди,
Всюду небоскребы.
Однако такая прическа могла быть не только предметом критики, но и художественным инструментом. Так в фильме Киры Муратовой "Короткие встречи" перебравшаяся в город деревенская девушка идет в парикмахерскую и делает высокую жестко залакированную бабетту - чтобы выглядеть горожанкой и нравиться возлюбленному. Влюблена она была, кстати, в персонажа Владимира Высоцкого.
"Начес" - это способ. Но не мышления
Эксперты рассказали Смартпресс, что называть некую прическу "начесом" - некорректно. Ибо начес - это способ создания множества причесок. Однако в молве народной прижилось именно такое название для всех конструкций на голове из приподнятых волос. А число видов отечественных "начесов" велико и разнится от исполкома к исполкому - не бабеттой единой!
В учебной литературе никакой большой идеологической роли "начесов" не выделяют, однако различимо время активизации тяги советского народа к поднятию волос. Например, в белорусском учебном пособии "История прически" Елены Мироновой в разделе "Советские прически" указано: "В послевоенные годы появились прически из поднятых вверх волос, с волнами надо лбом или подвитыми челками".
"Уже в 1950-1960-х при создании причесок парикмахеры тупируют, то есть определенным образом начесывают волосяные пряди. "Благодаря этому приему прически увеличиваются в высоту и объеме, что позволяет моделировать различные формы. Постепенно женщины начинают выполнять сильные начесы, максимально увеличивая прическу в высоту", - пишет Миронова.
Современные же прически, как считает автор пособия, приемлют буквально все: "короткие волосы и длинные, плавные и резкие переходы длины, "Боб" с округленными краями или с кудрявыми волосами, пучок на затылке, асимметричные челки, начес (вот она, цикличность моды), неконтрастное мелирование, окраска от натуральных цветов до спектра радуги". То есть есть место начесу и в современной Беларуси! Но где, а главное - зачем?
Где и зачем
"На телевидении и у нас, и в Европе, и в Америке и везде сидят женщины - у них у всех от корня волосы начесаны. Потому что для камеры нужна четкость и высота - она "расширяет" стороны. А мы "вытягиваем" верх, когда работаем для телевизора. И поэтому делаем начес от корня", - рассказал человек, близкий к телевизионному начёсыванию.
По словам стилистов, сейчас высокая концентрация причесок с начесами встречается на свадьбах. В ответ на вопросы о "начесах" в эшелонах власти, мастера стиля вспоминают Марию-Антуанетту, забывая о родных местных исполнительных органах и настаивая на анонимности.
Если уж вспоминать времена Марии-Антуанетты или даже более древний период Людовика XIV, то тогда, как указывал писатель Эдуард Фукс в своей "Истории нравов", витала "идея величия", которая отражалась во всем: "В женском костюме идея величия была осуществлена, с одной стороны, удлинением шлейфа, с другой - при помощи фонтанжа. Введение последнего обыкновенно приписывается метрессе Людовика XIV, носившей это имя. На самом деле этот чудовищный головной убор только заимствовал свое название у этой дамы".
Изобретенный сотни лет назад фонтанж - это как раз высокая прическа и одноименный чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев, между которыми распределены пряди волос. Укреплялся при помощи шпилек и проволочных конструкций - лака тогда не было.
Сегодня фонтанжей нет, но идея величия никуда не делась - часто человек пытается выглядеть больше, чем он есть на самом деле. Как раз "начес" и может в этом помочь. А может быть и по-другому. "Очень часто психологически женщина "застревает" в возрасте, когда она самая красивая для себя. Вот ей например 50, а она в 20-30 была очень красивая по ее мнению. Она и сейчас красивая, но не осознает, видимо, этого. И поэтому носит прическу ту, старомодную", - предположил один из собеседников Смартпресс.
Начес объединяет
Что объединяет певицу Эми Уайнхаус, Бриджит Бордо, героиню Нины Руслановой из "Коротких встреч", депутаток и министров?
Всех их объединяет начес. Закаленный не только на свадьбах и фуршетах, но и на подписаниях межгосударственных документов и на выступлениях перед тысячами фанатов.
И "начес" останется. Уйдет многое, изменятся Конституция и климат, но начес будет жить - на свадьбах, в органах власти, за прилавком, в метро и в детском саду со школой. Будет жить, пока не станет никому уже не нужным "фонтанжем".
Он стал символом для постсоветских стран. Но символом чего конкретно - сказать сложно. Взращенный шестидесятыми и прошедший через осуждение, вернувшийся в конце восьмидесятых, он просто стал составляющей окружающего мира. Для одних - это типичная прическа учительницы. Для других - судьи. Для третьих - чиновницы. Для иных - просто свадебная прическа. Так выходит, что "начес" - своеобразный символ госсистемы в лице школы, суда и исполкома, но кроме того он и признак праздника. Наверное, именно поэтому на государственных торжествах его можно увидеть наиболее часто.
Автор: Павел Горбач