Среди тем встречи президентов России и Беларуси  скорее всего будет и проведение саммита глав государств в Минске в октябре. Но рост заболеваемости коронавирусом в Беларуси в последние дни поставил под вопрос "очный" формат саммита. И это проблема для Минска. 

Разбираемся, зачем президенту Александру Лукашенко нужен саммит СНГ "вживую".  И что может этому помешать. 

Очередной саммит глав государств СНГ запланировано провести 15 октября в Минске. Беларусь должна стать принимающей стороной прежде всего потому, что именно ей в очередной раз переходит председательство в Содружестве.

"Жду вас", - сказал Лукашенко, обращаясь к коллегам, на прошлом саммите СНГ, который проходил в онлайн-режиме. "Если скажете, можно и в Беловежской пуще", - предложил он, вызвав смех участников заседания. В частности, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев высказал надежду, что следующая встреча пройдет "в очном формате в прекрасном городе Минске".

"Сейчас все идет к тому, чтобы провести эти встречи в очном формате. На это настроено руководство Беларуси, исполком СНГ поддерживает это стремление", – заявил глава исполкома СНГ Сергей Лебедев. 

По его словам, возражений относительно очного формата проведения саммитов ни от одного из государств исполком не получал. 

Между тем, столицы стран Содружества не торопятся подтверждать готовность президентов прибыть в Минск и участвовать очно в саммите. На уровне аппаратов глав государств, вопрос, безусловно, "прорабатывается". Однако, как говорится, "есть нюансы".

Главный из них - политический. Лукашенко нуждается в физическом прибытии коллег, предполагая, что сам этот факт явится дополнительной формой признания действий власти. А если учесть, что на мероприятие приглашены президенты сразу нескольких государств, то речь идет и об определенной форме международного признания.

Да, контакты с коллегами по СНГ у Лукашенко после выборов 9 августа 2020 года были, но не в Беларуси и, за редким исключением (например, Путин и Алиев), не "вживую".

Формальным поводом для отказа приехать в Минск может стать эпидемиологическая обстановка, к слову сказать, действительно непростая. Проблема ведь не столько в опасности заражения первых лиц и членов официальных делегаций. Создать для этого, в общем то, небольшого количества людей исключающие заражение условия теоретически не трудно. Сложнее это сделать в отношение так называемых передовых групп - чиновников, экспертов, сотрудников спецслужб, технического персонала - которые приезжают заранее, иногда за неделю до события, для подготовки работы своих делегаций. И впоследствии, так или иначе контактируют со своими прибывающими начальниками. Самые многочисленные передовые группы - традиционно у представителей России, их общая численность в среднем составляет около сотни человек. По несколько десятков специалистов прибывают от других стран Содружества. 

Вместе с тем, все понимают, что практически все окружение президентов и иных руководителей стран СНГ вакцинированы, нормально питаются, ведут сравнительно здоровый образ жизни и, как правило, не имеют веских причин для иммунных расстройств. 

Едва ли эта категория граждан станет в Минске злостно нарушать масочный режим в супермаркетах…

Формальная же повестка очередного саммита СНГ так же скучна и неинтересна абсолютно всем его участникам, прежде всего самим президентам, как и большинства предыдущих. Неискушенные в креативе чиновники вставили, например, в программу саммита вопрос о придании молдавскому городу Комрат статуса культурной столицы СНГ в 2023 году. "Вот видите, как мы уже далеко смотрим, и пока все поддержали это решение, и я думаю, что так и будет", – сказал Лебедев.

 Вячеслав Зенькович