Спрос на этнический туризм в Беларуси есть, для развития этого сектора необходимо государственно-частное партнерство. А самим объектам нужно добавлять интерактива, считает заместитель директора по туристической деятельности РУП "ЦЕНТРКУРОРТ" Алексей Стрельченко.

photo_2021-08-26_09-50-15.jpg

Рынок есть, но специфический

Эксперт напомнил, что первым этнопарком в Беларуси стал музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий "Дудутки" (открыт в середине 90-х годов).

"В первую очередь "Дудутки" затачивались на иностранцев, в основном на россиян. Если говорить о серьезном зарубежном въездном туризме, дата его становления как важной отрасли экономики – уже 2010-е годы. Катализатором стал Чемпионат мира по хоккею 2014 года, а затем- введение безвизового режима в Гродненской и Брестской областях", - рассказал Стрельченко в Смартэфире.   

"Тогда (во время чемпионата - Смартпресс) Беларусь приняла десятки тысяч гостей, такого не было никогда. И все увидели, сколько на этом можно зарабатывать и что гостям интересно", - заметил эксперт.

Он обратил внимание, что постепенно с госполитикой выстраивания белорусского исторического пантеона, а не совместного "советского", стали выходить на авансцену традиции, связанные с европейским прошлым страны. "Соответственно, появились другие, менее традиционные и лубочные этнопарки", - рассказал представитель "ЦЕНТРКУРОРТ", приведя в пример парк-музей интерактивной истории "Сула".

Сейчас, отметил он, объекты подобного уровня есть практически во всех областях. "Они разными путями развиваются, но безусловно это направление востребовано", - подчеркнул он.

В то же время Стрельченко уверен, что во многих из них "нужно привносить элемент не только познавательный, но и развлекательный". В данной связи он вспомнил "чистый скансен" – музей народной архитектуры и быта "Строчицы". "Да, объект интересный и нужный. Но назвать его супервостребованным и массовым я бы не смог", - сказал Стрельченко. Причина этого, по его мнению, в том, что в этом "месте можно увидеть белорусские аутентичные хаты , но нет интерактива, ты не вовлечен в процесс".

Еще одна особенность внутреннего туризма в Беларуси – "экономика", заметил замдиректора "ЦЕНТРКУРОРТ". Так, рассказал он, в период пандемии стал очень хорошо заполняться парк "Сула". В то же время, проект с вечерами классической музыки, которые планировал реализовать там "ЦЕНТРКУРОРТ" не "пошел" – с учетом ночевки, качественной программы и банкета – "цена получилась не такая дешевая".

Так что "рынок безусловно есть, все-таки нас здесь 9,5 млн", - заметил Стрельченко. "Но он достаточно слабый, специфический", - констатировал он.

Помогли бы школьные экскурсии

Стрельченко уверен, что поддержать внутренний туризм могло бы введение обязательных экскурсий школьников и юношества, которые способствовали бы учебному процессу.  "Сегодня в организованном виду у нас в стране этого нет", - констатировал он.

Эксперт привел пример из своей практики: в мае этого года он принимал экзамен в одном из средних специальных учреждений, где есть туристическая специальность. "Я поразился тому, что наши 18-летние сограждане, на которых мы возлагаем серьезные надежды, почти нигде не были в Беларуси", - заметил Стрельченко.

Поэтому, с его точки зрения, посещение исторических и этнокультурных объектов должно быть обязательным элементом школьной программы", возможно, с частичным бюджетным финансированием и сертификацией предоставляющих такие услуги туркомпаний.

"Это могло бы поддержать белорусский (туристический – Смартпресс) рынок, потому что инкаминговых компаний, которых специализируются на въездном и внутреннем туризме, в десятки, если не в сотни раз меньше, чем компаний выездных", - заметил Стрельченко.

И государственно-частное партнерство

Он обратил внимание, что до пандемии стало очевидно, что въездной и внутренний туризм стал одним из драйверов в экспорте услуг Беларуси, уступая по динамике только сектору IT.

"Наше туристическое сообщество разрабатывало идею государственно-частного партнерства (для развития уникальных туристических объектов в стране - Смартпресс). До пандемии начали всерьез ее обсуждать, и рассчитывали на то, что начнем формировать реальные институты государственно-частного партнерства. Но пандемическая ситуация отбросила нас очень сильно назад. И пока не совсем понятно, когда и в какие сроки произойдет восстановление ", - заметил он.

В то же время Стрельченко убежден, что ГЧП необходимо. "Человек делает (интересный проект – Смартпресс), заметьте его, поддержите. Не просто в отчет включите", - сказал он. "Я не могу сказать, что наш регулятор - Минспорта и туризма, - не внимателен к этим вопросам. Но нужно прийти на самый верх, чтобы тебя заметили и начали поддерживать", - констатировал он.