В 17-18 лет многое воспринимается максимально обостренно. Но что делать, если проблемы первой влюбленности и поисков себя умножаются в разы из-за врожденного уродства? Главный герой пьесы ирландского драматурга Мартина МакДонаха "Калека с острова Инишмаан" пытается найти себе место в забытом богом рыбацком поселке, балансируя между любовью и крестьянской грубостью обывателей. Есть ли у него выход? Ищем ответ в одноименном спектакле Александра Гарцуева, открывающем 30-й сезон Республиканского театра белорусской драматургии.
Мартина МакДонаха — этакого Квентина Тарантино театрального мира, жесткого правдоруба, не позволяющего сюжету ни на йоту свернуть в романтику или легкомыслие, — любят в белорусском театре. К его пьесам постоянно обращаются современные отечественные режиссеры. Например, Александр Гарцуев считает, что у белорусов и ирландцев много общих черт: "Такой же почти крестьянский народ, не очень богатый, но добрый и хитроватый". Поэтому даже в черной комедии "Калека с острова Инишмаан" (а радужных фарсов у МакДонаха и не найти) художественный руководитель РТБД видит не столько суровые нравы предоставленной на волю ветрам деревеньки, сколько историю о мощи и красивом мире внутри покалеченного тела.
Еще при входе в зал зритель сталкивается с аскетичной сценой, упрятанной в туманы рыбацких сеток. Художник Юрий Соломонов четко передает рациональную атмосферу сурового ирландского острова Инишмаан: мостки, чтобы дойти до лодки, лодка чтобы плыть за рыбой, магазин, где можно продать эту рыбу. Тут нужно выживать, а не витать в облаках.
У этого маленького мирка есть свои четкие правила и распределение ролей. Вот местный сплетник Джонни Пустозвон (Сергей Шимко), которого хлебом не корми, дай что-нибудь выведать и разнести по окрестностям. Тут гром-девица Хелен Чума (Анна Семеняко), уверенная, что лучшая защита — это нападение. Не обойдется без миролюбивых тетушек (Людмила Сидоркевич и Вероника Буслаева), перетирающих в магазине личные истории всех местных жителей. А место сельского дурочка отдано тому самому калеке Билли. Вот только не был бы МакДонах звездным драматургом, если бы история развивалась так просто.
![](/upload/resize_cache/iblock/175/q1h1k2j3t5y1du7zyewcqq0zrxmrluj3/853_480_2/в ожидании главного героя.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/13f/6j8xj3hwc8thq9w3zkcd74im2475u8m8/853_480_2/главного героя избили.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/e57/tzmcgusxzy4avokdl1s58vy8bv301xyb/853_480_2/главный герой и приятель.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/46b/js0k5l909eo98ig1prr3vsauqsnkmfzb/853_480_2/главный герой и врач.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/490/i1pygdvmvxax427h41j9ipa1hyvk6qfj/853_480_2/главный герой и его любовь.jpg)
Режиссер-постановщик делает ставку на реализм: костюмы тщательно стилизованы под начало прошлого века, реквизит не выпадает из общей картины, актеры работают в рамках строгого психологизма. И тут сложнее всего исполнителю главной роли. В спектакле РТБД пластика и речь калеки Билли подобны больным ДЦП. Актеру Артему Куреню приходится ходить по тонкому лезвию, чтобы не переборщить с ее достоверностью воспроизведения физической неполноценности. Ему удается держать нерв на пределе, чтобы зритель не только следил за характерной походкой и рваными движениями рук, но и услышал рассуждения страдающего от своего несовершенства человека.
Его изувеченный персонаж не хочет следовать заданным паттернам поведения. При всей размерности жизни он вновь и вновь возвращается к вопросу своего рождения: так его родители утонули или утопились, не смирившись с мыслью о больном новорожденном? В поисках ответа он готов рвануть в Америку, и ради достижения цели не гнушается жестоко обмануть соседа и обидеть тех, кто его все эти годы оберегал и растил. Текст МакДонаха постоянно подкидывает зрителям перевертыши. Тот, кто казался поверхностным глупцом на поверку оказывается героем, спасшим жизнь ребенку. Та, что сквернословила, как сапожник, и в любую минуту была готова разбить о встречную голову куриные яйца, оказывается, способна услышать заветные желания брата и исполнить их. На сцене нет ни одного полностью положительного или отрицательного персонажа, в каждом есть двойственность. И именно в ней — жизненная правдивость.
При работе с пьесой МакДонаха Александр Гарцуев остается верен себе: он использует текст практически без купюр, превращая плавно перетекающие из одной в другую мизансцены в размашистое повествование. Вслед за пьесой он умело перемежает психологически тяжелые сцены с комедийными. Тут особенно выделяются перепалки Джонни Пустозвона с матерью - ярко работают актеры Татьяна Мархель и Сергей Шимко. И все же режиссер никуда не спешит, позволяя артистам обмениваться долгими паузами, многозначительными проходами и речевыми повторами. В результате заявленные три часа действия могут затягиваться на пару десятков минут, но постоянные зрители РТБД к этому готовы: у худрука театра эти длинноты и степенность стали излюбленным инструментом для погружения публики в атмосферу происходящего.
![](/upload/resize_cache/iblock/9b3/mkopjh1qe27trraywnntc8y1q19ofdve/853_480_2/главный герой и приятели.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/8fe/mn42p48lkagokl2ngka1lqiqg6mm3plm/853_480_2/главный герой и Пустозвон.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/44c/g457izo5b1pjtr4lgdiqsfmcwnnhn4il/853_480_2/главный герой и соседи.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/1fc/t6a6r601zwv8s7rk0bmvush8h89wuzm5/853_480_2/главный герой пустозвон и тетя.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/9d4/n2vp0718fub6nzan274jtv41lj3nl2sm/853_480_2/главный герой чуть не утопился.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/861/b79k5koy0g5v3wiic3imjnmbut113am7/853_480_2/главный герой.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/ac9/f4dt5505i23xpjkbiwmdnzrk1s4olnic/853_480_2/Мархель в роли матери-пьяницы.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/dae/ag0o0vliffazpd815jq27ylcb031gkbm/853_480_2/тети и Пустозвон.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/fc2/cnq76k80bn9x0361n36742jcx1sz94qc/853_480_2/тетушки.jpg)
Эпичность этого размеренного действа поддерживает музыка Дмитрия Фриги. Она придает полудетективной саге голливудский оттенок (не зря главный герой так хочет раствориться в этом Город грез). Залихватские ирландские танцы сменяют практически кинематографические музыкальные зарисовки, а аскетичные голоса музыкальных инструментов приправляют суровость истории лиричностью и надеждой.
Надежда — то, что сложно найти у МакДонаха, ведь драматург всегда очень сурово поступает со своими героями, заставляя их испить до конца чашу разочарований и обид. В оригинале пьесы калека Билли уходит в затемнение с окровавленным после приступа туберкулезного кашля платком и осознанием того, что обретенную любовь он прочувствовать не успеет. Александр Гарцуев намеренно добавляет в финале мизансцену, полную добродушного смеха. Его герой, зная о отмереном ему времени, хочет прожить их полноценно, наконец-то не разбивая свое сердце сомнениями.
Анастасия Панкратова
Фото предоставлено театром