proslushka2.jpg

Кто и на каких основаниях может прослушивать и обнародовать ваши телефонные разговоры?  

Этих структур - восемь. Подробности выяснил Смартпресс.

“Прослушка телефонных или других переговоров может вестись только на основании закона об оперативно-розыскной деятельности”, - заявил Смартпресс адвокат Антон Гашинский.

Таким образом юрист прокомментировал появление в эфире одного из телеканалов записи телефонного разговора бывшей сотрудницы-фрилансера с заказчиком материала Запись, по словам ведущего ОНТ, прислали “неравнодушные белорусы”. 

“Прослушивание является оперативно-розыскным мероприятием. Так как при этом нарушается одно из конституционных прав граждан - на тайну личной жизни - человек не знает, что идет запись его разговора, - то его проведение возможно только специальным органам, к ведению которых отнесена оперативно-розыскная деятельность”, - сказал адвокат.

Список таких структур есть в 12-ой статье закона, всего их восемь: МВД, КГБ, Госпогранкомитет, Служба безопасности президента, Оперативно-аналитический центр при президенте, органы финансовых расследований Комитета госконтроля, таможенные органы, разведывательные службы Вооруженных Сил.

“Это исчерпывающий перечень. Больше никто не вправе совершать такого рода оперативно-розыскную деятельность”, - подчеркнул адвокат.

Причины для прослушки могут быть различными, в том числе - подозрение в совершении противоправной деятельности. Оперативно-розыскное дело при этом является секретным, однако после получения информации оперативным работником и руководителем этого органа может быть принято решение о передаче всей информации или ее части другому государственному органу, например, в Следственный комитет для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Законом об оперативно-розыскной деятельности не предусмотрена возможность передачи материалов в СМИ, решение об этом может быть принято руководителем этого органа.

При этом сама информация, которая исходит из СМИ, может являться основанием для возбуждении уголовного дела.

“Не написано нигде, что опубличивание возможно только с разрешения лица, участвующего в разговоре. Этого согласия не требуется, потому что прослушка происходила в рамках оперативно-розыскной деятельности по соответствующей санкции прокурора, - добавил Гашинский. - Если орган предварительного расследования, либо правоохранительные органы, считают, что опубличивание данных материалов приведет к определенным благоприятным последствиям, то они могут принять это решение”.

Что касается 28-ой статьи Конституции, которая гарантирует право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции и телефонных сообщений, то, по словам адвоката, давая санкцию, прокурор берет фактически на себя ответственность за ограничение права гражданина.

Гашинский заметил, что в некоторых странах для ведения прослушки, ее легализации необходимо решение суда - там органы должны обосновывать перед судьей необходимость подобных действий.

В Беларуси такого механизма нет. При этом в РБ предусмотрена возможность прослушки и без санкции прокурора. К примеру, если есть сведения об угрозе национальной безопасности, то прослушка может быть проведена с санкции министра внутренних дел, председателя КГБ, заместителя главы КГК - директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности.

Кем дана санкция на прослушку разговора и по каким мотивам она дана, в принципе узнать не представится возможным, так как это секретная информация.

В пресс-службе КГБ Смартпресс сообщили, что комментария по поводу трансляции записи телефонных разговоров в эфире телеканала нет, и там не знают откуда взялась запись. На вопрос о санкции прокурора, в пресс-службе Генпрокуратуры заявили, что “это информация ограниченного распространения”, поэтому предоставить ее нельзя.