На 9 августа пресс-служба Александра Лукашенко анонсировала "Большой разговор с президентом", участие в котором примут журналисты и общественность. Так как встреча состоится в годовщину выборов, можно предположить, что одной из главных тем станет социально-политическая ситуация в стране и "неудавшийся блицкриг" со стороны стран Запада и оппонентов власти. Впрочем узнаем об этом в ближайшее время. А о чем Лукашенко говорил в прошлые "большие разговоры" и как вообще они проходили? Решили вспомнить.

большой разговор 2017.jpg
"Большой разговор" в 2017 году

Впервые к формату "большого разговора" (удивительно созвучного с уже многократно опробованным "прямым разговором" его российского коллеги Владимира Путина) Александр Лукашенко прибег 3 февраля 2017 года. На эту встречу были приглашены около двухсот человек: журналисты белорусских (в том числе негосударственных) и зарубежных массмедиа, политологи, экономисты, представители ряда партий, общественных объединений и религиозных конфессий.

Сам Лукашенко тогда обозначил формат мероприятия как диалог, заявив, что "без диалога сегодня никуда, завтра — тем более". В итоге на протяжении почти семи с половиной часов он успел поговорить о зарплатах и пенсиях (сказав, что средняя зарплата в $500 должна быть "кровь из носу" в том году), большой загрузке школьников, декрете о тунеядцах и особой "социально ориентированной модели" экономики Беларуси, коррупции и работе предпринимателей, смертной казни, национальной идее и языковом вопросе. Не обошел вниманием отношения с Россией, в том числе имевшие место проблемы в нефтегазовой и продовольственной сферах, посетовав, что это ненормально, "когда самые близкие две республики, самые родные люди начинают "репу драть".

Следующий "большой разговор" состоялся спустя два года – 1 марта 2019 года, и продолжался почти столько же, сколько и первый, около семи с половиной часов. Число участников – более 200.

большой разговор 2019.jpg
"Большой разговор" в 2019 году

Тогда Лукашенко много говорил о Союзном государстве с Россией (и снова о сложных взаимоотношениях), сотрудничестве с Китаем (вот это "надежный партнер", который "не шумит, а тихо помогает"), ситуации в Украине и выборах в этой стране (по его прогнозу, Порошенко точно должен был победить) и интеграции в ЕАЭС. Поднималась проблема "кошмаривания" бизнеса (а потому что налоги не платят, по убеждению Лукашенко) и поддержки сельского хозяйства. Снова затрагивалась тема использования белорусского и русского языков в стране, выработке национальной идеи.

Поговорили также об изменении Конституции, транзите власти и тяжкой доле президента. Тогда Лукашенко, в частности, заявил, что не собирается свою политическую жизнь продлевать "за счет каких-то выкрутасов или конфигураций". "Я выдвину свою кандидатуру, а вы избирайте любого, можете за меня не голосовать. Это будет нормально. Но если что­-то обвалится потом, когда вы выбрали Петрова, а не Лукашенко, — я буду спокоен", - говорил тогда он.

Еще один "большой разговор" должен был состояться 12 марта 2020 года, но буквально накануне того дня было объявлено, что мероприятие переносится на неопределенный срок. Пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт тогда поясняла порталу Тут.бай, что перенос связан не столько с распространением коронавируса, "а с наслоением важных политических мероприятий в графике президента".