Сохранение социальной стабильности, рост уровня благосостояния и качества жизни населения, конкурентоспособная экспортоориентированная экономика, развитая бизнес-сфера и комфортная среда для проживания во всех регионах страны. Именно так власти Беларуси обозначают желаемые итоги программы социально-экономического развития на 2021–2025 годы, утвержденной 29 июля указом президента №292, и официально опубликованной сегодня на Национальном правовом интернет-портале.
Напомним, проект программы социально-экономического развития республики до 2025 года был рассмотрен и одобрен в феврале текущего года на Всебелорусском народном собрании. С того времени произошло еще большее ухудшение отношений властей страны со странами Запада, были приняты несколько пакетов санкций, в том числе затрагивающих отдельные секторы белорусской экономики. Не произошло и улучшения внутриполитической ситуации. Тем не менее, заметных изменений в среднесрочную программу развития, похоже, это не внесло.
Выбрали наиболее значимые (и наиболее болезненные) моменты данной программы.
Ключевые ориентиры
Согласно программе, в 2025 году должен быть обеспечен рост ВВП не менее чем в 1,2 раза в реальном выражении к уровню 2020 года (по итогам предыдущей пятилетки рост ВВП Беларуси составил всего 3,5%). Доля инвестиций в основной капитал к ВВП возрасти до 22–23%.
В 1,2 раза, должны увеличиться реальные располагаемые денежные доходы населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата для различных категорий работников - 1,5–2 раза.
Экспорт товаров и услуг превысить $50 млрд (в 2020 году был $37,1 млрд).
Предполагается также "укрепить здоровье нации" и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 76,5 года в 2025 году, повысить конкурентоспособность производственного сектора экономики, повысить качество образования, "реализовать региональную политику, нацеленную на создание комфортной среды проживания и новых рабочих мест, гарантирующих достойную оплату за эффективный труд".
Приоритет в сфере финансовой и ценовой стабильности - поддержание низкого уровня инфляции. Рост потребительских цен должен быть на уровне 5% в год. Золотовалютные резервы Беларуси к концу 2025 года должны составить не менее 2 месяцев импорта, государственный долг - не должен превысить 40% ВВП.
Социальная сфера
В части укрепления демографического потенциала среди задач – стабилизировать численность населения и создать условия для ее последующего роста. В числе приоритетов – стимулирование рождаемости населения.
Предусматривается усилить государственную поддержку семей с детьми, разработать дополнительные стимулы для рождения в семьях второго и последующих детей. "Будет расширена программа семейного капитала и усовершенствована система государственных пособий. Намечено предоставить женщинам, родившим четверых детей, право на трудовую пенсию по возрасту без учета страхового стажа", - говорится в документе.
Предполагается нарастить объемы строительства жилья с государственной поддержкой для семей, воспитывающих троих и более детей.
В сфере здравоохранения предполагается усилить эпидемиологическую безопасность и снизить уровень заболеваемости населения. Планируется обеспечить всеобщий охват населения услугами первичной медицинской помощи, в том числе за счет усовершенствования диспансеризации и медицинских скринингов. Также должно продолжиться развитие инфраструктуры здравоохранения и цифровизация медицины.
В рамках роста доходов населения планируется увеличить заработную плату отдельным категориям "бюджетников" в 1,5–2 раза (педагогическим работникам – до уровня средней заработной платы по стране, врачам – в 1,5 раза выше среднереспубликанского уровня, работникам сферы социального обслуживания и культуры – до 80% от среднереспубликанского уровня заработной платы). Размер минимальной зарплаты должен составить не ниже 30% прогнозного значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике, начиная с 2022 года.
Соотношение среднего размера государственной пенсии по возрасту и средней зарплаты работников предполагается поддерживаться на уровне не менее 40%.
Деятельность государства в сфере образования, как отмечается в программе, будет нацелена на "содействие развитию личностного потенциала подрастающего поколения, обеспечение равного доступа к качественному образованию, высокого уровня знаний, навыков и компетенций, в полной мере отвечающих потребностям экономики". В 2025 году доля детей от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, должна составить не менее 85%. В системе общего среднего образования будет продолжена работа "по повышению гибкости и вариативности учебных планов, что позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащихся, способствующую их ранней профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению". Намечено построить либо реконструировать не менее 45 школ, в том числе в Минске, Гомеле, Бобруйске, Столбцах, Фаниполе, Молодечно, Барановичах, Кобрине, Столине.
Развитие культуры будет ориентировано "на сохранение и приумножение национальных культурных ценностей и традиций, национальной идентичности и самобытности, культурного кода белорусской нации".
Развитие услуг физической культуры и спорта "будет нацелено на приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, сохранение устойчивой позиции Беларуси в числе сильнейших спортивных государств". В результате доля лиц, занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения должна вырасти до 27% в 2025 году. "Спортивный рейтинг Республики Беларусь в неофициальном командном зачете по результатам Олимпийских игр намечено поддерживать не ниже 25-го места", - говорится в программе.
Экономический потенциал
Стратегия промышленного развития предусматривает "преобразование отечественного производства в конкурентоспособный комплекс, оперативно и гибко реагирующий на мировую конъюнктуру и потребности внутреннего рынка".
В сфере промышленности "прорывными точками роста" определены электроиндустрия и электротранспорт, биоиндустрия и фармацевтика, робототехника и приборостроение, а также производство композитных материалов. Предполагается также наращивание потенциала традиционных производств "на новой технологической базе".
Одним из резервов роста власти считают расширение производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов.
В сфере энергетики основные усилия будут направлены на повышение энергетической самостоятельности. В секторе сельского хозяйства предполагается "повышение его конкурентоспособности при сохранении продовольственной безопасности страны". Для увеличения транзитного потенциала предусматривается развивать международные транспортные коридоры и сеть логистических центров.
На потребительском рынке страны заявлена задача увеличить долю отечественных товаров в общем объеме розничного товарооборота до 63%, из них продовольственных товаров – до 85% в 2025 году. Обеспеченность населения торговыми площадями к концу 2025 года должна возрасти до 720 кв. м на 1 тыс. человек.
В программе также заявлен курс на "внедрение и интеграцию информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий во все сферы жизнедеятельности". Долю сектора ИКТ в ВВП планируется увеличить до 7,5% в 2025 году.
В части развития экономической интеграции политика будет нацелена "на "развитие взаимовыгодной экономической интеграции в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, укрепление стратегического партнерства с КНР, расширение внешнеэкономических связей с другими государствами укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами". При этом главный вектор — "углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства с соблюдением национальных интересов". Инструментами выступят "совместные программы действий по конкретным сферам деятельности, углубление производственной кооперации, развитие регионального сотрудничества".
Для диверсификации внешних рынков предстоит решить две задачи: "не допустить сокращения присутствия национальной экспортной продукции на традиционных рынках сбыта" и "сохранить многовекторность внешней торговли, наращивая объемы экспорта в КНР, ЕС, США и страны "дальней дуги", осваивая новые ниши мирового рынка". Так, планируется увеличить долю продаж товаров на рынок КНР до 5% в общем объеме экспорта в 2025 году, в страны ЕС — до 30% с приоритетным ростом несырьевого экспорта.
Власти Беларуси также делают ставку на развитие регионов. Так, в городах и районах с численностью населения 80 тыс. человек и более планируется сформировать индустриальные площадки и создать инфраструктуру по принципу "последней мили" для организации двух-трех новых предприятий и производств, "не имеющих аналогов в республике". Кроме того, в регионах предполагается сформировать 13 кластеров.
Институциональная среда
Отдельно в программе прописаны мероприятия по созданию благоприятной институциональной среды.
В частности, власти заявляют о планах по усовершенствованию механизмов привлечения инвестиций, расширении источников их финансирования, в том числе формирования инструментов использования "длинных" денег через развитие небанковских сегментов финансового рынка.
"В целях улучшения условий привлечения инвестиций предстоит увязать предоставление льгот и преференций с эффективностью инвестиционного проекта, его соответствием приоритетам развития и специализации территории размещения. Для стимулирования вложения инвестиций в создание новых производств предусматривается закрепление особого правового режима специальных инвестиционных договоров с гарантией выкупа государством части продукции. Продолжится работа по снижению рисков и обеспечению дополнительных гарантий защиты прав добросовестного бизнеса и инвесторов, включая законодательное закрепление "стабилизационной оговорки", - говорится в документе.
Заявляется также о планах по совершенствованию налоговой системы, налогового администрирования и цифровизации налоговой системы.
Кроме того, власти хотят создать "стабильные, комфортные, конкурентные и предсказуемые условия для инвестирования и ведения бизнеса". Акцент будет сделан на "укрепление доверия делового сообщества к деятельности государственных институтов. Ключевая задача – повысить привлекательность белорусской юрисдикции для бизнеса, основанной на принципах равной конкуренции, декриминализации экономических рисков, обеспечения прав и защиты частной собственности".
Для этого предусматривается сократить количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере; пересмотреть пороги наказания, "обеспечив его соразмерность совершенным экономическим правонарушениям"; исключить возможность изъятия имущества, заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления; "не допускать использования уголовного преследования в целях решения хозяйственных (экономических) споров". Исключительное право на принятие решений о принудительной остановке работы организаций должны получить только суды.
Власти надеются, что "создаваемые для ведения бизнеса условия и предоставляемые гарантии защиты прав инвестора позволят закрепить статус Беларуси как наиболее привлекательной для инвестирования страны".