Нынешний сезон театр "Территория мюзикла" завершил премьерой — на площадке Дворца профсоюзов вышел мюзикл-пастиччо "Фигаро". Финал спектакля по эмоциональному накалу напоминал выступление на бис какой-нибудь знаменитой рок-группы перед многотысячным стадионом. Аншлаг во Дворце профсоюзов, конечно, сложно сравнивать по размаху со звездными оупен-эйрами, но публика с неменьшим восторгом аплодировала знакомым до мурашек по коже песням и любимым актерам, которых в таком составе давно не было видно. Режиссер Анастасия Гриненко и хореограф Дмитрий Якубович подарили Минску новое качественное музыкальное шоу.

107.JPG

Белорусские театры нередко ругают за перебор комедий в репертуаре. В случае с "Территорией мюзикла" нужно признать, что обращение к популярной комедии Бомарше крайне удачно. Любовные признания, разъедающая ревность, изящество обольщения, страх быть узнанным — на сцене кипят неменяющиеся из века в век человеческие страсти. В кризис человеку необходимо почувствовать надежду. Анастасия Гриненко предлагает искать ее в любви. С помощью пронзительной композиции Фредди Меркьюри она задает вопрос публике вопрос, кто же осмелится любить вечно, если любовь умерла. А потом в финале объединяет актеров и зрителей словами Гарика Сукачева "напои меня водой твоей любви" и общей верой в то, что настоящие чувства справятся с любыми невзгодами. Звучит банально? Но во всеобщем тумане именно то, что просто и понятно так часто становится путеводной звездой.

История в спектакле тоже начинается с банальности: уставший от трех лет супружества ловелас хочет заполучить себе в любовницу невесту своего слуги, будущие молодожены с таким раскладом не согласны, поэтому задумывают цепочку переодеваний и подмен, чтобы не только выйти самим сухими из воды, но и вернуть хозяина в объятия любящей его супруги. Однако все эти любовные хитросплетения Анастасия Гриненко разворачивает на фоне экологического апокалипсиса. Сценограф Андрей Меренков выстраивает перед зрителями заброшенный парк аттракционов, который периодически затягивается целлофаном, будто превращается время от времени в научную лабораторию или испытательный полигон. Среди героев в костюмах и париках эпохи рококо (художник по костюмам Юлия Бабаева) постоянно появляются странные персонажи в костюмах химзащиты, читающие лекции про вред смога и опасность кислотных дождей, готовые в любой момент провести срочную дезинфекцию.

Мрачный антураж эффектно подчеркивает световое шоу от Екатерины Пустоваловой. Но его не замечают те, кто охвачен чувствами. Не зря одной из самых сильных в спектакле стала сцена в условном стерильном боксе, где главная героиня Сюзанна (актриса Ксения Хорошкевич) поет о своих сомнениях, не обращая внимания на расчетливых исследователей, что пронзают ее — живой объект своих опытов — лучами света. Сквозным персонажем, наблюдающим со стороны, как выясняют отношения семейные пары, становится занесенный фантазией режиссера в пьесу Бомарше современный герой Джокер (актер Эдуард Вайнилович): язвительный, отрешенный, не понимающий, к чему такие страсти, если в целом планета отсчитывает свои последние часы, а после гибели мира какая уже разница кто кого целовал? И все же в этой вселенной сломанных аттракционов и скептицизма обыкновенная любовь может помочь все начать сначала.

В долгожданной и самим театром премьере задействован весь состав "Территории мюзикла". Им достался благодатный материал: музыкальную драматургию Анастасия Гриненко строила на классической музыке Моцарта и Россини, ариях из таких признанных бродвейских мюзиклов, как "Девять", "Дрянные девчонки", "Варьете", "Наташа, Пьер и комета 1812 года" и русском роке. Кто бы мог подумать, что глэм-рок "Агаты Кристи" так ляжет на образ любвеобильного графа Альмавивы (актер Дмитрий Якубович), "Би-2" своим "Фламенко" изящно подчеркнут противостояние графа и Фигаро (актер Артем Пинчук), а ироничный нуар "Крематория" даст толчок для линии, завязанной на пост-апокалипсисе.


Не буду скрывать: премьерный показ не прошел без шероховатостей. Освоиться в новых костюмах, был непросто, поэтому иногда в массивности платьев пропадала яркость жестов, делая уже известные по предпоказу на публику номера скованными. Не все актеры освоили, как работать с ярким гримом: без выразительной мимики нарисованные лица казались из глубины зала безжизненными масками. Коллективу под силу провести работу над ошибками, начать играть фарс крупными мазками и добавить разнообразия в работу второстепенных персонажей. Но даже скептично настроенного зрителя подкупал драйв, с каким актеры работали на сцене. Горение своим делом —редкая для части наших театров вещь.


Все-таки нынешняя премьера— это еще про доказать самим себе, что театр как вид искусства еще чего-то стоит. Это стремление читалось в том азарте, с которым команда "Фигаро" подошла к постановке: в готовности репетировать в изнуряющую 30-градусную жару, когда и двигаться-то лишний раз не хочется, а тут надо постоянно танцевать. В превью за месяц до премьеры во дворике Музея Якуба Коласа: спектакля еще как такового нет, костюмы еще шьются, парики на границе стоят, а уже хочется рассказать о новой работе аудитории. И в 10-часовых прогонах в театре, когда за несколько дней до премьеры нужно освоить пространство сцены (других условий для частного театра, арендующего чужую сцену, не предусмотрено). И в том волнении, с каким опытный режиссер Анастасия Гриненко выходила на финальные поклоны — режиссер видела, что публика приняла не самый популярный в наших краях жанр, хотя, казалось бы, в театральной среде сейчас не до экспериментов.

108.JPG

Анастасия Панкратова

Фото Анны Шарко