Covid-19 притормозил рост белорусского кондитерского рынка

На белорусском кондитерском рынке обостряется конкуренция, растет импорт и меняются потребительские предпочтения. В тенденциях, проблемах и возможных точках роста Смартпресс разбирался вместе с СОАО "Коммунарка".

Основных производителей кондитерских изделий в Беларуси порядка 15. Среди них как государственные предприятия ("Коммунарка", "Спартак" "Красный пищевик", "Слодыч" и ряд других), так и частные предприятия ("Онега", "Михаэлла", "Белга – Пром" и другие). Конкуренции на рынке добавляют зарубежные компании, такие как "Рошен", Nestle, Kraft Foods, "Победа", "Невский кондитер, КДВ, Эссен Продакшн, "Конти", АВК, Сладуница, Славянка.

Производство росло до недавнего времени

kommunarka-042.jpg

По итогам последних шести лет - с 2015 по 2020 годы – производство кондитерских изделий в Беларуси выросло на 26,5%. Положительная динамика отмечалась все годы, за исключением прошлого: снижение выпуска сахаристых кондитерских изделий по сравнению с 2019 годом составило 2,4%.

Сокращение общего производства кондитерских изделий в стране в 2020 году напрямую связано с изменением спроса в связи с пандемией COVID-19, отмечают эксперты. Так, согласно данным опроса компании SATIO, 45% респондентов акцентировали внимание на снижении своих доходов, в связи с чем были сокращены практически все расходы, кроме жизненно необходимых категорий товаров и услуг. В Беларуси стали активнее покупать бакалею, некоторые средства личной гигиены, товары для дома и детей. Исследование МАСМИ (международного агентства социальных маркетинговых исследований) показало, что большинство респондентов при покупке товаров стали чаще обращать внимание на ценовой фактор: цену продукта, акции, скидки.


Конкуренция на внутреннем рынке все больше усиливается

На фоне роста производства последние годы увеличивался и экспорт кондитерских изделий: в 2020 году по сравнению с 2015 годом он вырос на 160 %, в том числе экспорт шоколада на 232%.

 

kommunarka-030.jpg

 

"Учитывая высокие объемы импорта дешевой продукции, отечественные производители находятся в условиях жесткой конкурентной борьбы (как между собой, так и с зарубежными компаниями-производителями)", - констатировали на "Коммунарке". Интеграционные процессы в рамках Таможенного союза и ВТО в дальнейшем будут способствовать усилению конкуренции, полагают эксперты.

Рост импорта связан с влиянием ряда факторов. Так, большие рекламные бюджеты транснациональных корпораций позволяют проводить масштабные рекламные акции, размещать продукцию в лучших местах торгового зала и полочного пространства. К этому добавляется и активная маркетинговая политика предприятий-импортеров, продвигающих на внутреннем рынке брендовые позиции кондитерских изделий.

Есть и проблема недобросовестной конкуренции из-за отличий в законодательстве. "Иностранные производители конфет действуют в нормативно-правовом поле своих стран, правила которых существенно проще, чем в Беларуси. Например, глазированные конфеты в России и Украине считаются шоколадными даже в случае использования в их производстве эквивалентов и заменителей какао-масла (в Беларуси этот тип глазури считается кондитерским). На упаковке импортных конфет указывается шоколадная глазурь, что вводит конечного потребителя в заблуждение". В связи с активным использованием заменителей какао-масла в производстве, средняя отпускная стоимость импортных конфет значительно ниже.

В чем точки роста и есть ли новые ниши?

kommunarka-048.jpg

По оценкам экспертов, точка роста кондитерского рыка Беларуси – в увеличении потребления кондитерских изделий. Оно хоть и выросло за последние шесть лет (по сахаристым изделиям составило 4,8 кг в 2020 году против 4,2 кг в 2015 году), но значительно отстает от других развитых стран. Так, в Германии потребление составляет 43 кг на человека в год, в Великобритании - более 27 кг. Только шоколада в России в год съедают 3,5 кг, США – 5,3 кг, в Бельгии – до 9 кг, в Германии и Швейцарии – 10-12 кг.

"Реализация кондитерских изделий напрямую связана с доходами населения и их потреблением. При росте благосостояния граждан в стране уровень потребления кондитерских изделий, в том числе и шоколада, будет увеличиваться", - полагают эксперты.

При этом темпы роста могут быть ниже, чем в предыдущие периоды ввиду набирающего во всем мире популярность тренда на здоровый образ жизни, который связан с уменьшением употребления сахара. "Поэтому основной задачей в сфере производства кондитерских изделий станет поиск правильного баланса между здоровым и привлекательным продуктом", - констатировали на предприятии.

Кроме того, следует учитывать еще один тренд - повышенное внимание к безопасности ингредиентов. "Традиционные критерии выбора продуктов (цена, качество и вкус) сегодня расширяются новой группой индикаторов здорового образа жизни: health&wellness, - отмечают эксперты. - Потребители хотят знать, что входит в состав и из какого сырья произведены продукты". Согласно исследованиям, выбор многих покупателей уже сейчас напрямую определяют натуральные ингредиенты продукции, отсутствие искусственных красителей и ароматизаторов, генетически модифицированных организмов.

Персонализация питания тоже набирает обороты. Изделия специализированного назначения, дифференцированные для отдельных категорий потребителей, а также функциональные изделия (безглютеновые продукты, с пищевыми волокнами, полезными добавками, витаминами, минеральными веществами, прибиотиками и пр.) - еще одна ниша, причем на белорусском рынке недостаточно заполненная.

kommunarka-017.jpg

 

"Маркетинговые исследования показывают, что потребитель хочет видеть вкусный продукт в удобной упаковке, который приносит ему пользу. В этом состоит основная задача белорусского производителя на сегодняшний день", - пояснили на предприятии.

Таким образом, отмечают эксперты, в перспективе отечественный кондитерский рынок должен будет трансформироваться с учетом новых моделей потребительского поведения, продвижения продукции и организации кондитерского бизнеса.

Амкодор

похожие новости

письмо


ДНИ МАРКЕТИНГА