В мире, где все полагаются на алгоритмы, “Афиша Смартпресс” тщательно вручную отбирает каждое событие. За три года проект стал главным культурным навигатором Беларуси и собрал 100 тысяч подписчиков в Instagram. Как это работает, и почему читатели остаются с Афишей, рассказала ее создательница Юлия Кочубей.
Главный редактор Smartpress.by и Afisha.smartpress.by Юлия Кочубей. Фото сделано в процессе подготовки гайда про яхтинг на Минском море
Если выбирать из сотни событий, проще остаться дома: как появилась “Афиша Смартпресс”?
– Я не фанат проводить вечера в стиле “ну ладно, что-нибудь найдем”. Когда поняла, что найти нормальную подборку мероприятий почти невозможно, а все существующие афиши были как под копирку - конечно, такое меня не устраивало, – рассказывает Юлия. – Ну, что остается делать в такой ситуации? Начинаешь делать всё сама...
Почему не нравились другие афиши?
– Они унылы. Серьезно. Одни и те же выставки, кино, театры... А где жизнь? Где “вау”? Где “ой, я там была, до сих пор под впечатлением”? Вот этого не было. А мне хотелось чего-то живого, яркого. Каких-то камерных, локальных мероприятий - таких, о которых мало кто знает вообще. И часто незаслуженно.
Афишу делает не робот, а люди: только человек знает, что именно не “пустышка”
– У “Афиши Смартпресс” есть вкус, – уверена Юлия. – Мы не просто “накидываем события”. Мы как подруга, которая пишет: “Слушай, вот это точно тебе зайдет!”. Это не каталог в общепринятом смысле. Мы пропускаем все события через собственный фильтр. И только когда понимаем, что на мероприятие среагировали множество наших внутренних “датчиков”, вот тогда оно становится частью нашей Афиши.
”Афиша Смартпресс” всегда старается придумывать разные фишки. Например, на рок-фестивале “СОЛНЦЕСТОЯНИЕ” команда Афиши разместила на спинах журналистов QR-коды со ссылкой на фото с мероприятия.
Кто ваша аудитория? Кто решает, что людям будет интересно?
– Наша аудитория читающая, думающая, достаточно образованная. Это люди, которым интересно жить, которые хотят не просто “дотянуть до вечера”, а проводить свои дни насыщенно и осмысленно. Команда, работающая над “Афишей Смартпресс” именно такая, поэтому подбирать подходящие мероприятия им довольно просто. В общем, каждое событие – это редакционное “да, вот это точно наше”.
Почему решили делать Афишу вручную, а не автоматизировано, как большинство?
– Потому что, будем откровенны, автомат порождает мусор. Алгоритмы всеядны. А мы – нет. Мы хотим, чтобы после того, как человек открыл нашу Афишу, у него загорелись глаза.
Получается, весь мир переходит на ИИ и автоматизацию, а вы наоборот – в ручное управление?
– Конечно, мы не динозавры. ИИ у нас работает, но не выбирает. Сам выбор, рекомендации, подборки – это исключительно работа человеческого интеллекта. И, прошу прощения за пафос, – там есть сердце и душа. Ну, а как иначе понять, какие события действительно что-то внутри тронут и взволнуют?
На рок-фестивале “СОЛНЦЕСТОЯНИЕ” публика с большим удовольствием делилась впечатлениями с журналистами “Афиши Смартпресс”
А есть ли у вас какие-то стоп-листы, что никогда точно не попадет в “Афишу Смартпресс”?
– Стоп-листов в чистом виде нет. Мы просто чуем, где “пустышка”. Если событие сделано по принципу “давайте отобьем бюджет” – спасибо, не надо. Да, индустрия развлечений - это бизнес. Но это сложный бизнес. Он не может существовать как просто “деньги ради денег”. Должно быть еще желание принести эмоции, какой-то кайф. Мы не рекламная доска. Нам важно, чтобы у человека было ощущение: “Не зря прислушался к рекомендации!”.
Фестиваль “Наш Грюнвальд”. Журналисты не просто отрабатывают мероприятия, а максимально вовлекаются в процесс - ищут интересных героев, собирают эмоции - чтобы потом честно рассказать аудитории, стоит ли сюда ехать.
Прибыль – не главное? Как Афиша зарабатывает сегодня
По словам Юлии Кочубей, учредитель “Афиши Смартпресс”, конечно, рассчитывал на прибыль, но она, как человек, который инициировал создание проекта, вообще об этом не думала.
– Если с самого начала ориентируешься на деньги, то, как только появляется даже намек на то, что их можно получить, ты начинаешь подстраиваться под обстоятельства, требования - под что угодно, только бы не упустить копейку. Такой продукт неизбежно рассыпется, как песочный замок.
Я же хотела, чтобы “Афиша Смартпресс” была главным помощником в организации досуга. И пока она им не стала, на вопросах коммерции мы старались не фокусироваться. Вообще, если делать крутой продукт – деньги обязательно придут.
Как вы поняли, что теперь Афиша может зарабатывать? Где граница между заработком и продажностью?
– Этой границы нет в формальном смысле. Она - в чувстве продукта. Если ты делаешь продукт просто “чтобы продать” - ты создаешь одно. Если ты транслируешь ценность, пользу, смысл - ты создаешь другое.
“Афиша Смартпресс” – продукт для своих подписчиков. А рекламодатель уже подстраивается под нас, иначе он и своих целей не достигнет, и мы предадим свои ценности.
Рок-фестиваль “СОЛНЦЕСТОЯНИЕ”, команда “Афиши Смартпресс” смогла собрать автографы звезд, хотя это было практически нереально. Но есть такое слово “надо”, значит и способ найдется
Были случаи, когда вы отказывались от размещения даже за большие деньги?
– Были. Когда материал не соответствовал нашему стилю, нашим принципам. Иллюстрации, подача, навязчивость - всё это может стать причиной отказа.
Ваша команда растет, а не страшно ли, что чем больше человек, тем сильнее размываются стиль, тон, подход?
– Я не боюсь. Потому что наш стиль – это не про форму, это ДНК. Кто бы к нам ни пришел, он пропитывается этой атмосферой. Конечно, “Афиша Смартпресс” меняется, это живой организм, но она не размазывается. Она взрослеет, злится, веселится – как человек. Но остается собой.
“Афиша Смартпресс” всегда в гуще событий, не рассказывает о событиях по пресс-релизам. Фото с фестиваля “Наш Грюнвальд”
Как удается удерживать вовлечение в соцсетях?
– Вовлечение – это постоянный поиск тем и событий, которые действительно интересны нашим подписчикам. Например, если где-то проходит интересный музыкальный фестиваль - мы не просто постим: “Смотрите, ребята, вот мероприятие”. Мы рассказываем: кто там будет, почему эти группы важно услышать вживую, поем вместе с музыкантами и подписчиками. Если выставка - играем в “знатоков” - пытаемся отличить Ван Гога от Гогена (смеется). Если спектакль - вспоминаем любимые сцены. Людям нравится, что с нами можно весело и умно провести время.
Читатель остается, когда понимает: ему с Афишей по пути. Не потому, что мы разово выдали что-то интересное, а потому что он точно знает – мы каждый раз находим самое лучшее. И с нами он точно не потеряется в этом мире и не потратит время на что-то пустое.
“Афиша Смартпресс” освещает самые разные мероприятия. На фото Юлия Кочубей работает на модном Belarus Fashion Week
Худший совет по развитию соцсетей – “Треть контента посвятите себе”
А с хейтом сталкиваетесь?
– Конечно. Хейт есть в любой соцсети. Как реагируем? Сарказм и бан. Ну или просто игнор. Мы не обязаны спорить с каждым.
Какой самый бесполезный совет, который давали про соцсети?
– Почти все советы бесполезные. Сейчас куча “гуру”, “экспертов” и “специалистов”. Думаю, один из самых бесполезных - “больше рассказывайте о себе”, типа “треть контента посвятите себе” – вообще мимо. Нет, ну правда, как живет контент-менеджер Афиши, волнует людей меньше всего. Люди приходят не за нашими завтраками, а за тем, чтобы провести выходные интересно.
Были мысли всё бросить? Продать, закрыть, переделать?
– Нет. Для меня этот проект - One Way Ticket. Может, у маркетинга и были такие идеи, но у меня - нет. Это проект, который точно должен был случиться. Вопрос не стоял “зачем?”, вопрос был “как быстрее сделать хорошо”.
Кто ваш главный конкурент?
– Был период, когда нас стали копировать. Когда мы набрали 50 тысяч подписчиков в Instagram, появилось много попыток сделать похожее - с десяток, наверное. Но сейчас их почти нет. Почему? Потому что это гигантский интеллектуальный труд, у нас очень сильные журналисты. Вообще делать Афишу – это не Ctrl+C – Ctrl+V.
“Афиша Смартпресс” на фестивале “Свята Сонца”. Каждый участник добавляет проекту что-то свое, особенное, делая его буквально неповторимым.
“Афиша Смартпресс” и Smartpress.by – это два проекта или одна система?
– Это части одной системы. Да, они самостоятельные, но у них единые принципы, подходы, стилистика. Smartpress – это якорный бренд, старший брат. Но дух у них общий. И, скорее всего, так и останется.
100 тысяч подписчиков - далеко не предел
Определенная знаковая точка в “Афише Смартпресс” уже достигнута, а как дальше будет развиваться проект?
– “Афиша Смартпресс” становится полноценным лайфстайл-медиа. Мы выходим за рамки событийной информации.
В планах:
- подборки лучших ресторанов и кафе
- шопинг-гайды
- путешествия - по стране и за границу
- темы образования для себя
- всё, что касается “жизни для жизни”.
100 тысяч подписчиков - “Афиша Смартпресс” взяла новую высоту буквально - в честь такого достижения команда проекта поднялась в небо на вертолете.
Если бы была кнопка: сделать “Афишу Смартпресс” в 5 раз популярнее, но она убьет ее личный стиль. Нажмете?
– (Смеется) Мне придется защищать эту кнопку от маркетологов, но я никогда ее не нажму. Потому что как только мы убьем стиль – мы убьем себя. И да, 500 тысяч подписчиков – звучит красиво. Но они у нас и так будут, настоящие и действительно наши.
Автор: Ирина Шуваева
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.