В мире, где все полагаются на алгоритмы, “Афиша Смартпресс” тщательно вручную отбирает каждое событие. За три года проект стал главным культурным навигатором Беларуси и собрал 100 тысяч подписчиков в Instagram. Как это работает, и почему читатели остаются с Афишей, рассказала ее создательница Юлия Кочубей.

1-Главный редактор Smartpress.by и Afisha.smartpress.by Юлия Кочубей.jpgГлавный редактор Smartpress.by и Afisha.smartpress.by Юлия Кочубей. Фото сделано в процессе подготовки гайда про яхтинг на Минском море 

Если выбирать из сотни событий, проще остаться дома: как появилась “Афиша Смартпресс”?

Я не фанат проводить вечера в стиле “ну ладно, что-нибудь найдем”. Когда поняла, что найти нормальную подборку мероприятий почти невозможно, а все существующие афиши были как под копирку - конечно, такое меня не устраивало, – рассказывает Юлия. – Ну, что остается делать в такой ситуации? Начинаешь делать всё сама...

Почему не нравились другие афиши? 

– Они унылы. Серьезно. Одни и те же выставки, кино, театры... А где жизнь? Где “вау”? Где “ой, я там была, до сих пор под впечатлением”? Вот этого не было. А мне хотелось чего-то живого, яркого. Каких-то камерных, локальных мероприятий - таких, о которых мало кто знает вообще. И часто незаслуженно.

Афишу делает не робот, а люди: только человек знает, что именно не “пустышка”

– У “Афиши Смартпресс” есть вкус, – уверена Юлия. – Мы не просто “накидываем события”. Мы как подруга, которая пишет: “Слушай, вот это точно тебе зайдет!”. Это не каталог в общепринятом смысле. Мы пропускаем все события через собственный фильтр. И только когда понимаем, что на мероприятие среагировали множество наших внутренних “датчиков”, вот тогда оно становится частью нашей Афиши.

2-На рок фестивале Солнцестояние.jpgАфиша Смартпресс” всегда старается придумывать разные фишки. Например, на рок-фестивале “СОЛНЦЕСТОЯНИЕ” команда Афиши разместила на спинах журналистов QR-коды со ссылкой на фото с мероприятия.

Кто ваша аудитория? Кто решает, что людям будет интересно?

Наша аудитория читающая, думающая, достаточно образованная. Это люди, которым интересно жить, которые хотят не просто “дотянуть до вечера”, а проводить свои дни насыщенно и осмысленно. Команда, работающая над “Афишей Смартпресс” именно такая, поэтому подбирать подходящие мероприятия им довольно просто. В общем, каждое событие – это редакционное “да, вот это точно наше”.

Почему решили делать Афишу вручную, а не автоматизировано, как большинство?

– Потому что, будем откровенны, автомат порождает мусор. Алгоритмы всеядны. А мы – нет. Мы хотим, чтобы после того, как человек открыл нашу Афишу, у него загорелись глаза. 

Получается, весь мир переходит на ИИ и автоматизацию, а вы наоборот – в ручное управление?

– Конечно, мы не динозавры. ИИ у нас работает, но не выбирает. Сам выбор, рекомендации, подборки – это исключительно работа человеческого интеллекта. И, прошу прощения за пафос, – там есть сердце и душа. Ну, а как иначе понять, какие события действительно что-то внутри тронут и взволнуют?

3-На рок-фестивале Солнцестояние.jpgНа рок-фестивале “СОЛНЦЕСТОЯНИЕ” публика с большим удовольствием делилась впечатлениями с журналистами “Афиши Смартпресс”

А есть ли у вас какие-то стоп-листы, что никогда точно не попадет в “Афишу Смартпресс”?

– Стоп-листов в чистом виде нет. Мы просто чуем, где “пустышка”. Если событие сделано по принципу “давайте отобьем бюджет” – спасибо, не надо. Да, индустрия развлечений - это бизнес. Но это сложный бизнес. Он не может существовать как просто “деньги ради денег”. Должно быть еще желание принести эмоции, какой-то кайф. Мы не рекламная доска. Нам важно, чтобы у человека было ощущение: “Не зря прислушался к рекомендации!”.

4-На фестивале Наш Грюнвальд.jpgФестиваль “Наш Грюнвальд”. Журналисты не просто отрабатывают мероприятия, а максимально вовлекаются в процесс - ищут интересных героев, собирают эмоции - чтобы потом честно рассказать аудитории, стоит ли сюда ехать.

Прибыль – не главное? Как Афиша зарабатывает сегодня

По словам Юлии Кочубей, учредитель “Афиши Смартпресс”, конечно, рассчитывал на прибыль, но она, как человек, который инициировал создание проекта, вообще об этом не думала. 

– Если с самого начала ориентируешься на деньги, то, как только появляется даже намек на то, что их можно получить, ты начинаешь подстраиваться под обстоятельства, требования - под что угодно, только бы не упустить копейку. Такой продукт неизбежно рассыпется, как песочный замок.

Я же хотела, чтобы “Афиша Смартпресс” была главным помощником в организации досуга. И пока она им не стала, на вопросах коммерции мы старались не фокусироваться. Вообще, если делать крутой продукт – деньги обязательно придут. 

Как вы поняли, что теперь Афиша может зарабатывать? Где граница между заработком и продажностью?

Этой границы нет в формальном смысле. Она - в чувстве продукта. Если ты делаешь продукт просто “чтобы продать” - ты создаешь одно. Если ты транслируешь ценность, пользу, смысл - ты создаешь другое.

“Афиша Смартпресс” – продукт для своих подписчиков. А рекламодатель уже подстраивается под нас, иначе он и своих целей не достигнет, и мы предадим свои ценности.

5-На рок фестивале Солнцестояние.jpgРок-фестиваль “СОЛНЦЕСТОЯНИЕ”, команда “Афиши Смартпресс” смогла собрать автографы звезд, хотя это было практически нереально. Но есть такое слово “надо”, значит и способ найдется

Были случаи, когда вы отказывались от размещения даже за большие деньги?

Были. Когда материал не соответствовал нашему стилю, нашим принципам. Иллюстрации, подача, навязчивость - всё это может стать причиной отказа.

Ваша команда растет, а не страшно ли, что чем больше человек, тем сильнее размываются стиль, тон, подход?

– Я не боюсь. Потому что наш стиль – это не про форму, это ДНК. Кто бы к нам ни пришел, он пропитывается этой атмосферой. Конечно, “Афиша Смартпресс” меняется, это живой организм, но она не размазывается. Она взрослеет, злится, веселится – как человек. Но остается собой.

6-На фестивале Наш Грюнвальд.jpgАфиша Смартпресс” всегда в гуще событий, не рассказывает о событиях по пресс-релизам. Фото с фестиваля “Наш Грюнвальд” 

Как удается удерживать вовлечение в соцсетях?

Вовлечение – это постоянный поиск тем и событий, которые действительно интересны нашим подписчикам. Например, если где-то проходит интересный музыкальный фестиваль - мы не просто постим: “Смотрите, ребята, вот мероприятие”. Мы рассказываем: кто там будет, почему эти группы важно услышать вживую, поем вместе с музыкантами и подписчиками. Если выставка - играем в “знатоков” - пытаемся отличить Ван Гога от Гогена (смеется). Если спектакль - вспоминаем любимые сцены. Людям нравится, что с нами можно весело и умно провести время.

Читатель остается, когда понимает: ему с Афишей по пути. Не потому, что мы разово выдали что-то интересное, а потому что он точно знает – мы каждый раз находим самое лучшее. И с нами он точно не потеряется в этом мире и не потратит время на что-то пустое.

7-Юлия Кочубей на Belarus Fashion Week.jpg “Афиша Смартпресс” освещает самые разные мероприятия. На фото Юлия Кочубей работает на модном Belarus Fashion Week

Худший совет по развитию соцсетей – “Треть контента посвятите себе”

А с хейтом сталкиваетесь?

–  Конечно. Хейт есть в любой соцсети. Как реагируем? Сарказм и бан. Ну или просто игнор. Мы не обязаны спорить с каждым.

Какой самый бесполезный совет, который давали про соцсети?

Почти все советы бесполезные. Сейчас куча “гуру”, “экспертов” и “специалистов”. Думаю, один из самых бесполезных - “больше рассказывайте о себе”, типа “треть контента посвятите себе” – вообще мимо. Нет, ну правда, как живет контент-менеджер Афиши, волнует людей меньше всего. Люди приходят не за нашими завтраками, а за тем, чтобы провести выходные интересно.

Были мысли всё бросить? Продать, закрыть, переделать?

Нет. Для меня этот проект - One Way Ticket. Может, у маркетинга и были такие идеи, но у меня - нет. Это проект, который точно должен был случиться. Вопрос не стоял “зачем?”, вопрос был “как быстрее сделать хорошо”.

Кто ваш главный конкурент?

Был период, когда нас стали копировать. Когда мы набрали 50 тысяч подписчиков в Instagram, появилось много попыток сделать похожее - с десяток, наверное. Но сейчас их почти нет. Почему? Потому что это гигантский интеллектуальный труд, у нас очень сильные журналисты. Вообще делать Афишу – это не Ctrl+C – Ctrl+V. 

8-Афиша Смартпресс на фестивале Свята Сонца.jpg“Афиша Смартпресс” на фестивале “Свята Сонца”. Каждый участник добавляет проекту что-то свое, особенное, делая его буквально неповторимым.

“Афиша Смартпресс” и Smartpress.by – это два проекта или одна система?

Это части одной системы.  Да, они самостоятельные, но у них единые принципы, подходы, стилистика.  Smartpress – это якорный бренд, старший брат. Но дух у них общий. И, скорее всего, так и останется.

100 тысяч подписчиков - далеко не предел

Определенная знаковая точка в “Афише Смартпресс” уже достигнута, а как дальше будет развиваться проект?

– “Афиша Смартпресс” становится полноценным лайфстайл-медиа. Мы выходим за рамки событийной информации. 

В планах:

  • подборки лучших ресторанов и кафе
  • шопинг-гайды
  • путешествия - по стране и за границу
  • темы образования для себя
  • всё, что касается “жизни для жизни”.
То есть - всё, чем хочется заниматься, когда есть свободное время (или когда его нет).

9-Команда Афиши Смартпресс летит на вертолете.jpg100 тысяч подписчиков - “Афиша Смартпресс” взяла новую высоту буквально - в честь такого достижения команда проекта поднялась в небо на вертолете.

Если бы была кнопка: сделать “Афишу Смартпресс” в 5 раз популярнее, но она убьет ее личный стиль. Нажмете?

(Смеется) Мне придется защищать эту кнопку от маркетологов, но я никогда ее не нажму. Потому что как только мы убьем стиль – мы убьем себя. И да, 500 тысяч подписчиков – звучит красиво. Но они у нас и так будут, настоящие и действительно наши. 

Автор: Ирина Шуваева

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.