Андрей Лаврухин - эксперт Общественного Болонского Комитета, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат философских наук, автор более 100 научных работ по философии, психологии, социологии знания, образовательной и инновационной политике.
Беларусь 5 лет в Болонском процессе. Однако с 2018 года членство обусловлено рядом условий, выполнить которые страна обязана до конца 2020 года. Срок истекает через 3 месяца, что нас ждет?
В подавляющем большинстве они окажутся невыполненными. С 2018 года картина существенно не изменилась. Позволю себе в этой связи процитировать один важный фрагмент из "Белой книги" (анализ имплементации Беларусью Болонских обязательств – Смартпресс): "Белорусская система высшего образования на карте Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) либо стабильно занимает место среди аутсайдеров, либо является единственной страной, не сделавшей даже первого шага по реализации большинства болонских инструментов".
Беларусь – единственная страна из 48, которая присоединилась к Болонскому процессу при условии выполнения дорожной карты. Почему нам выставляют специальные условия?
Инициаторы Болонского процесса столкнулись с саботажем реформ высшего образования целым рядом стран, большинство из которых – постсоветские. Этот опыт стал тревожным сигналом. Вторая причина – откровенная ложь чиновников, подтасовывание фактов и статистических данных, нарушение целого ряда принципов, норм и ценностей ЕПВО. Уже на стадии подачи заявок официальные представители системы высшего образования Беларуси откровенно и цинично признавались, что вступление в Болонский процесс не обязывает их к выполнению принципов, норм и ценностей ЕПВО, поскольку у каждой национальной системы образования свой путь.
Один из принципов Болонского процесса - академическая свобода. Что это значит для Беларуси? Как это понятие коррелируется запретом участия в акциях студентов и преподавателей? Это повлияет на будущее Беларуси в Болонском процессе?
Это самая большая и при нынешней власти, увы, нерешаемая проблема: в белорусском законодательстве термины "академическая свобода" и "университетская автономия" не используются, и в ближайшем будущем даже не планируется их использовать. Ныне действующая власть делает вид, что всего этого – академической свободы, норм и ценностей ЕПВО – просто не существует и/или они необязательны к исполнению. Однако для европейских стран и большинства стран-участниц ЕПВО эти нормы, принципы и ценности – базовые, фундаментальные и поэтому их нарочитое невыполнение будет, конечно, замечено и оценено негативно.
Какие ограничения академической свободы мы наблюдаем в стране?
Вот наиболее существенные из них: назначение ректоров университета лично президентом; отсутствие возможности участвовать в управлении вузом, ограничение свободы мнений и воспитание учащихся на основе государственной идеологии, ограничение на научную мобильность преподавателей (отсутствие финансирования и усложнённые процедуры делают её практически невозможной), ограничение права на создание свободных ассоциаций студентов и преподавателей.
Еще один больной момент - распределение выпускников. Каков мировой опыт в привлечении выпускников на работу в государственные структуры?
Общая схема такова: государство заинтересовано в трудоустройстве молодежи на основе формирования позитивной мотивации, а не негативной, как в Беларуси. Инструменты позитивной мотивации разные: от выделения денежных субсидий компаниям под выпускников до создания государственных программ стимулирования работодателей (через освобождение или существенное редуцирование налогов, например).
Есть ли положительные стороны в обязательном распределении?
Я бы хотел обратить внимание на один важный момент: само по себе распределение не является злом, как раз наоборот – крайне важно, что у выпускников есть такой инструмент и такая возможность. Проблема, скорее, в том, что он понимается чиновниками и администрацией вузов как освобождение от решения огромной открытой проблемы трудоустройства выпускников. Когда есть обязательное трудоустройство, тогда не нужно "заморачиваться" гораздо более сложным и трудоёмким делом согласования рынка образования и рынка труда, настройкой качества образовательных услуг с учётом необходимости модернизации экономики, форсайта новых, наиболее перспективных отраслей экономики.
Просто отменив обязательное распределение, мы не решим проблему, но лишь поставим её во весь рост. Обязательное распределение вполне может сохраниться в усечённом виде и распространяться на самые востребованные специальности (в военной сфере, отчасти в сфере медицины). Остальную же часть распределения необходимо сделать не обязательной, а возможной, причём для всех – как бюджетников, так и платников.
По каким ключевым стандартам оценивается качество образования? Как вы можете оценить качество образования в нашей стране?
Стандарты качества образования можно разделить на три пакета:
Первый - это разработка и утверждение программ; студентоцентричное обучение, преподавание и оценка; прием студентов, их успешность, признание и сертификация, преподавательский состав, постоянный мониторинг и оценка программ.
Второй - это стандарты внешнего контроля, критерии принятия решений, жалобы и апелляции.
Третий - стандарты для аккредитующих агентств: деятельность, политика и процедуры обеспечения качества, официальный статус, независимость, профессиональная этика и т.д.
В Беларуси ситуация обстоит относительно неплохо с первым пакетом из 10 стандартов. А вот с двумя другими - совсем плоха, поскольку образовательные власти не допускают даже мысли о наличии внешних систем оценки качества и тем более независимых аккредитующих агентств: это понимается как посягательство на монополию Минобразования на контроль качества.
Отдельная болезненная и крайне важная проблема – отсутствие в Беларуси Национальной рамки квалификаций, без которой невозможно согласование рынка образования и рынка труда.
Что значит заявление президента о подтверждении в Беларуси дипломов о высшем образовании, полученных в Польше. На данный момент дипломы каких стран в Беларуси надо подтверждать, а каких нет? Кто признает белорусские дипломы, а кто не признает? Как это соотносится с Болонским процессом?
Признание и установление эквивалентности документов об образовании регламентируется положением правительства 2011 года. Проводит эти процедуры Центр признания документов "Республиканский институт высшей школы". В настоящий момент имеются соглашения о взаимном признании документов об образовании с Россией (1996, 2012), Украиной (1998), Китаем (2019), Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (1998, 2002), Польшей (2005), Вьетнамом (2007), Туркменистаном (2010), Азербайджаном (2011), Пакистаном (2016) и Эквадором (2017). Заметьте, Польша – единственное европейское государство, входящее в ЕПВО и имеющее межгосударственное соглашение о признании дипломов с Беларусью. В этом контексте заявление Лукашенко о необходимости подтверждения дипломов белорусов, получивших образование в Польше имеет отчётливый политический и волюнтаристский характер – согласно межгосударственному соглашению от 2005 года всё должно идти согласно установленной процедуре и никаких оснований для усложнения или тем боле отмены этой процедуры нет. Но при желании в ней всегда можно найти лазейку (на любом уровне) для создания трудностей тем, кто хотел бы признать свой польский диплом. И это, помимо политической воли, связано с тем, как именно Беларусь выполняет свои обязательства по вступлению в Болонский процесс.
Есть ли дата очередного заседания, на котором определится судьба Беларуси в Болонском процессе?
Один раз в два года на конференции министры выражают свою волю посредством коммюнике. Обычно конференции проводятся весной, но в 2020 году в связи с Covid-19 очередная, 11-я конференция перенесена на 18-20 ноября 2020 года.
Так каковы шансы быть исключенными из Болонского процесса?
В Болонском процессе до сих пор не было прецедентов исключения той или иной страны из ЕПВО на основании невыполнения этих принципов. Но всё бывает в первый раз. Возможно, Беларусь как раз станет таким "пионером".
Если Беларусь откажется от участия в Болонском процессе, каковы последствия - для студентов, преподавателей, системы образования в целом?
Последствия будут плачевными – система высшего образования и академическое сообщество Беларуси окажутся изолированными от Европейского пространства высшего образования, исчезнет даже мотивация к модернизации и интернационализации высшей школы. Беларусь окажется заключённой в круг стран, имеющих (в своём подавляющем большинстве) неэффективные системы высшего образования, низкий уровень притязаний, преимущественно негативный опыт реформ и в целом депрессивные настроения относительно дальнейшего будущего высшей школы.
Беларусь потеряет своё образовательное окно в Европу, пусть смутное, но понимание перспективы и вектора развития в будущее, а не деградации в прошлое.
Лариса Абрамчук