Символ средневекового воина сегодня – рыцарь в сияющих доспехах, которого массовая культура "снабдила" огромным мечом весом в полтора пуда, которым он может разить врагов с раннего утра до следующего раннего утра. Безусловно, это мало соответствует действительности. О том, как все происходило на самом деле и каким оружием сражались наши предки, поговорили с экспертом, руководителем рыцарского клуба "Минская Уния "Меч и Ворон" Сергеем Павловым.
Сергей Павлов в клубе "Минская Уния "Меч и Ворон"
Кто и чем сражался на полях Грюнвальда?
Пожалуй, одна из самых славных побед наших далеких предков в Средневековье – это победа в Грюнвальдской битве, когда соединенные войска ВКЛ и Речи Посполитой остановили Тевтонский орден и изменили политический "ландшафт" в Европе. Чем били тевтонцев? Сергей Павлов отмечает: оружие у обеих сторон было практически одинаковым.
– Войска снаряжались примерно одним и тем же оружием – в зависимости от финансовых возможностей короля или князя. На поле боя у воинов не было узкой специализации, как в компьютерной игре: если лучник, то он только стрелял из лука, а рыцарь сражался исключительно мечом. У всех было какое-то дополнительное вооружение, как минимум – кинжал за поясом, мессер (короткий меч) или корд. У дружинников на выбор была пика, меч, топор, шестопер… А уж ополченцы и вовсе были вооружены чем бог послал, вплоть до сельскохозяйственных топоров, – рассказывает собеседник.
Рыцари на фестивале “Наш Грюнвальд-2023”. Фото клуба "Минская Уния "Меч и Ворон"
По его словам, во время Грюнвальдской битвы в войсках с обеих сторон была "дикая солянка со всей Европы". Например, польские рыцари, чьи земли были вассалами Тевтонского ордена, сражались на стороне ордена. Многие вступали под знамена той стороны, которая больше заплатит, то есть были простыми наемниками. Классических наемников (а в Европе тогда были широко развиты этакие средневековые ЧВК, которые продавали свои боевые услуги) также было много с обеих сторон.
– Понятие национального самосознания только зарождалось, люди больше идентифицировали себя по религиозной принадлежности. Ну а властители, под прикрытием религии, вели войны за контроль над территориями, – говорит Сергей Павлов.
На щитах в Средние века нередко изображали святых: считалось, что у противника рука не поднимется ударить
Эксперт отмечает: силы сторон во время Грюнвальдской битвы были примерно равны. И по количеству войск, и по их снаряжению, и по мастерству. Все решили нюансы, считает собеседник.
– Не было явного преимущества ни у одной из сторон. Просто одни сумели лучше разыграть свои карты. Вполне возможно, что все решила одна маленькая деталь: например, какая-то хоругва в решающий момент битвы устояла, не дрогнула и под ее прикрытием войска сумели перегруппироваться и нанести критический урон противнику, – уверен Сергей Павлов.
Очень популярными во времена Грюнвальдской битвы были маленькие "кулачные" щиты, которые держали на вытянутой руке. Ими можно было и атаку отбить, и ударить противника, и носить удобно
Как вооружались ополченцы?
Как правило, в средневековых войнах участвовали не только профессиональные воины (дружинники и наемники), но и ополченцы. Это были жители городов и вооружаться им приходилось самим.
– В разных городах были свои законы в этом отношении, но общая тенденция такова: в каждой семье должно было быть военное снаряжение. Его количество и качество зависело от дохода. Наиболее бедные могли обходится копьем, у зажиточных уже должны были быть доспехи и боевой конь. В городах был четкий регламент в этом отношении. И снаряжение должно было быть у всех "военнообязанных" - а это мужчины от 14 до 60 лет. Более того, если, например, муж погибал или умирал, его жена все равно должна была держать комплект военной экипировки – вдруг кому-то пригодится? Нарушение этих правил грозило серьезными штрафами, – рассказывает Сергей Павлов.
Муляжи средневековых кинжалов. Справа – "баллок", один из самых распространенных и самых пошлых кинжалов, рукоять которого часто намекала на фаллический символ. По словам Сергея Павлова, этот муляж очень целомудренный по сравнению с оригиналами
Археологические раскопки на территории современной Беларуси показывают: доспехи наших рыцарей и ополченцев были на достойном уровне. Это говорит о хорошем достатке жителей белорусских средневековых городов.
А вот крестьяне не воевали. Даже в ополчении, потому что были бесполезными с военной точки зрения и "лишними ртами".
“Грюнвальдская битва”. Фрагмент картины Яна Матейко (1878)
– Разумные крестьяне во время боевых действий старались собрать максимум пожитков и сбежать подальше от боевых действий. Потому что во время войны их грабили все – и "свои" войска, и чужие. Оружие иметь дома им категорически запрещалось. А как боевые единицы они были бесполезны: оружием пользоваться не умели и старались сбежать при малейшей возможности.
А их еще надо было кормить. Ведь именно еда, снабжение были основной головной болью военачальников. Поэтому бесполезные рты были ни к чему. Максимум, к чему могли привлечь крестьян – к рытью, например, подкопа во время осады города. А потом – в лучшем случае прогнать. А могли и просто убить, – рассказывает Сергей Павлов.
В помещении клуба "Уния "Меч и ворон". На щите – герб клуба
Наши предки сражались "евромечами"
В века, когда шли войны различного масштаба (от глобальных уровня Грюнвальда до мелких стычек феодалов-соседей), на территории современной Беларуси практически не производилось оружия. Причина простая – отсутствие сырья. Поэтому закупали в Европе.
– Основные оружейные заводы находились на территории Италии и южно-германских земель, рядом с местами, где добывалась руда. Завозились, как правило, клинки, а эфесы и гарду делали на месте. Металл, который добывали на наших землях, не очень подходил для производства оружия по качеству. Для того, чтобы из болотной руды сделать пристойный меч, требовалось в 30 раз больше времени, чем тратили на производство немецкие оружейники, – рассказывает собеседник.
Во время исторической реконструкции. Фото клуба "Минская Уния "Меч и Ворон"
В результате войска князей на территории Беларуси были снаряжены "евродоспехами" и вооружены "евромечами".
Впрочем, эксперт не исключает, что у наших предков могли быть и уникальные виды оружия, разработанные в нашем регионе. Но они до нашего времени не сохранились.
– Во-первых, сломанные мечи и пробитые кирасы (нательная защита) не оставались валяться на поле боя: все собиралось и шло в переплавку, металл был дорог. А во-вторых, если даже что-то оставалось на земле, то было уничтожено или вывезено во время последующих войн, – говорит Сергей Павлов.
Муляжи рыцарских доспехов
"Мифическое" оружие предков
Сегодня в музеях можно увидеть огромные мечи весом в два десятка килограммов, которыми, якобы, сражались наши предки. Сергей Павлов уверен: это либо фальсификация, либо речь идет о "парадном" оружии.
– Эти гигантские мечи в человеческий рост стали популярны в XVI веке – ими снаряжали охранников замков. На самом деле в битвах сражались либо обычными одноручными мечами весом от 0,9-1,4 кг или универсальными полуторными, подходящими как для пехотинцев, так и для конников, они весили от 1,4 до 2,5 кг. А попытаться сражаться 20-килограммовым мечом – все равно, что пробовать стрелять из тяжелого пулемета с одной руки – эффект будет никакой. Если ты в строю, то велик шанс ранить или убить своих же. Если выйдешь из строя – тебя просто заколют пиками. То есть, твоя эффективность, как бойца, стремится к нулю, – объясняет эксперт.
Слева – муляжи мечей, сделанные по реальным размерам средневековых. Средний меч – полуторный, весом 2,5 кг. Остальные весят от 900 грамм до 1,4 кг. Справа - муляжи кольчуги, меча, щита и наручей – комплект не самого бедного ополченца
Кстати, мифов о средневековом оружии, порожденных массовой культурой, немало. И в них верят!
– Молодежь верит, что требушет стреляет фаерболами сотого уровня, которые взрываются, как термобарические бомбы. И очень удивляется, когда узнает, что они стреляли обычными каменными ядрами. Некоторые из молодых ребят, приходящих к нам в клуб, разочаровываются, потому что реальность слишком отличается от того, что они видели в "Игре престолов", – признается собеседник.
Кадр из сериала “Игра престолов”
Более того, войны были не столь романтичны, как показывает Голливуд.
– Никакой романтики, благородства, рыцарства во время войны не было. Была грязь, море крови, удары в спину. Сражающиеся стремились выжить, и на первый план иногда выходили первобытные инстинкты, – говорит Сергей Павлов.
Что же касается рыцаря как символа средневекового воина, то здесь тоже не все так просто. К "золотому веку" рыцарства XV-XVI веков с его яркими и красочными турнирами, знаменитыми поединками и прочим антуражем, рыцари уже перестали быть столь грозной силой, как ранее.
Сергей Павлов демонстрирует глефу – холодное пехотное оружие ближнего боя
– Самой мощной боевой единицей рыцарь был в X веке. Он был предельно религиозен и мотивирован, постоянно сражался и много тренировался, потому что был практически помешан на профессиональных умениях. И рыцарские турниры тогда мало чем отличались от маленьких войн – убить могли запросто. А спустя 400 лет рыцари "размякли" от материальных благ, стали слишком куртуазными, воевали мало – ведь было много более интересных занятий! А турниры превратились в своеобразное спортивное соревнование: свита сажала рыцаря на коня, он скакал по прямой, выбивал соперника из седла, а затем свита ссаживала его.
Кадр из фильма “Последняя дуэль”
То же самое касалось и дружинников – военных, которые стали меньше уделять внимания профессиональной подготовке. Зачем, если есть основное твое занятие – охранять замок? Поэтому на первый план вышли наемники, люди, сделавшие войну своей профессией. С отрядами наемников не могли совладать сильнейшие армии Европы, – рассказывает собеседник.
Вживую посмотреть на современных рыцарей можно будет на фестивале “Наш Грюнвальд”, который пройдет 20-21 июля в музейном комплексе “Дудутки”. Билеты продаются здесь.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.