Говорят, нужно делать только то, что не можешь не делать. И похоже, это про нашу героиню – белорусского блогера Полину-ЧиПолину. Во время интервью Полина честно признается, что во внимании окружающих нуждается как в воздухе, и эту потребность закрывают подписчики ее блога в Инстаграм. А их, на минуточку, 154 тысячи. Фактически, личный фан-клуб. Как же "зажигать" большую аудиторию изо дня в день? Поговорили с Полиной об инста-тенденциях, запрещенных приемах и умении балансировать между трендами и индивидуальностью, за которую тебя когда-то полюбили подписчики.
Полина ЧиПолина в редакции Смартпресс
Кто такая Полина-ЧиПолина и почему она популярна?
Вести блог в Инстаграм Полина Дворецкая начала в 2016-м. Об этом периоде блогеры сегодня вспоминают с ностальгией: по словам Полины, чтобы на тебя подписывались, нужно было просто публиковать классный контент. Сейчас все по-другому: продвижение аккаунта – сложная, кропотливая работа и постоянные денежные вложения.
В то время Полина – молодая мама в декрете, за плечами – "вышка" в БГУФК, работа в детском саду и переподготовка в педуниверситете ("С этим дипломом я могу быть директором школы. Но не хочу", – смеётся Полина).
Кличка ЧиПолина приклеилась на первом курсе университета. “Максимально несерьезно!” – отмечает собеседница.
– Тогда в Инстаграм стало модно вести экспертные блоги. У меня сложились все карты: младшей дочери вот-вот вводить прикорм, и я подумала – вот та тема, которую я могу взять.
Чтобы не просто делиться личным опытом, а выступать как специалист, Полина прошла пятимесячный курс консультанта по прикорму. На ее экспертный блог начали подписываться, и, по словам девушки, это была вовлеченная аудитория, часть из которой до сих пор с блогером.
Одна из первых фотографий в блоге
Через три года Полина поняла, что выгорает: "надоела роль правильной тетушки, которая раздает советы про питание детей".
– Мне писали мамы со своими проблемами, я старалась помочь, но проходило полгода, год – вопросы одни и те же, а я отвечаю то, что рассказала в блоге 84 раза. Но злило даже не это. Ты объясняешь как надо, а хотят волшебную таблетку. Четкая пошаговая инструкция, работа над собой – нет, это нам не подходит.
Стали появляться мысли о том, чтобы сменить тематику блога, в котором уже было больше 100 тысяч подписчиков.
Переломный момент случился в конце 2020-го: аккаунт Полины блокируют "за нарушение правил сообщества". Восстановить его не удалось, как и выяснить, за что прилетел бан. В новый аккаунт перешла часть старых подписчиков, но тему питания развивать не хотелось. И Полина показывала свои будни: как путешествует с семьей, худеет после родов, делает прически дочкам.
Оказалось, это "заходит" не хуже советов про развитие пищевого интереса у малоежек. И, наблюдая за Полиной во время интервью, понимаешь почему: даже офлайн она энергичная, эмоциональная, очень непосредственная. Инстаграм таких любит.
Но на одной харизме далеко не уедешь. Что же сегодня популярно использовать для продвижения, и что Полина практикует сама?
Инстаграм – площадка коротких видео, но можно экспериментировать
– Одна из тем, которые я затрагиваю – стройка и ремонт, – делится девушка. – А год назад я запустила собственный инста-проект "ДомА" с рум-турами домов и квартир других блогеров. Видео с первым выпуском смонтировали в 5,5 минут – по меркам Инстаграм это адски долго. А сегодня мои рум-туры уже по 15 минут, потому что буквально под каждым выпуском подписчики просили делать их длиннее. И просмотры прекрасные!
Можно сколько угодно рассуждать про "правильный" контент длительностью в 20-30 секунд, но если ты делаешь крутые ролики на 3 секунды или на 30 минут, и они "заходят", почему не раздвинуть рамки?
Проект “ДомА” в гостях у белорусских блогеров
“Вылизанная” картинка – не в моде
Что насчет тренда на демонстрацию не идеальной картинки? Несовершенств внешности, рутинного беспорядка дома?
– Это наш обычный контент, – смеется Полина. – Когда-то были и горы грязного белья в кадре. Люди отлично реагируют на будни "как у них". А вот "идеальные" блоги не в трендах уже несколько лет. Хотя и сейчас полно аккаунтов с такими фото и видео, у них своя аудитория, свои рекламодатели. Рекламодатель, которому нужно, чтобы ты видел "вылизанную" картинку, никогда не пойдет к Полине-ЧиПолине. А есть ребята, которые, наоборот, ищут жизнь как она есть.
Детский контент – популярно и прибыльно, но этично ли выставлять жизнь ребенка напоказ?
Полина считает, что пока дети маленькие – они не знают, хотят ли они чтобы их снимали.
– И я ловлю момент, – говорит блогер. – Старшая дочь уже осознает, когда она хочет быть в камере, а когда – нет, и если она против, я ее не снимаю и в целом никогда не скрываю съемку. Средняя дочь, наоборот, всегда готова быть в кадре и за любой кипиш, кроме голодовки.
Полина с мужем и дочками. Слева направо: Маргарита, Мира и Марта (на руках у папы Павла). В конце мая семья решила еще раз сыграть свадьбу: отметить десятилетие совместной жизни.
Провокационный и манипулятивный контент: сомнительно, но окэй
– Однажды мне нужно было сделать важную рекламу, но в тот день охваты были просто "дно". Я беременна третьей дочкой, девятый месяц, все знают, что мне скоро рожать. Что я делаю: публикую короткое видео, снятое в родзале после моих вторых родов, и пишу: история родов – в сторис. Все, разумеется, хлынули туда – и посмотрели рекламу. После этого в сторис выхожу я и извинюсь, мол, я знаю, вы ждали, что я родила, но нет. Сейчас будет история родов Маргариты. Да, такой контент поднимает охваты в моменте, но отталкивает часть аудитории.
– Как отреагировали подписчики? Те, кто смотрит давно и любит мой блог, – с удовольствием послушали. Но я уверена, были и недовольные.
– А на камеру плакали?
– Ну конечно! Да, если ты обычный человек, для тебя это странно: когда ревешь, не то что не до камеры – вообще не до чего. Но когда ты блогер и твоя камера включена 24/7 – это рутина. В моем авто телефон закреплен на лобовом стекле. Чтобы он начал писать, я просто протягиваю руку. Это моментальное действие не испарит из меня переживания, а эмоциональное видео принесет блогу пользу в нужный момент.
Тренд на негатив и трэш
По признанию Полины, ее самой "трэшовой" историей был случай с угарным газом. Три года назад ее семья надышалась им у себя дома из-за неисправности дымохода. Все могло закончиться трагедией, детей забрали в реанимацию. Девушка поделилась своим опытом в блоге, и эта история получила миллионы просмотров. Но...
– Было много хейта в духе "Как ты вообще могла в этот день пилить контент? Решила на трэшаке охваты поднять?" Но ведь со мной это уже произошло, я с этим уже ничего не сделаю! И вот эта возмущенная, осуждающая аудитория, – для чего она? Даже если эти люди на тебя подпишутся, они не будут слушать твои размышления о жизни, переходить на рекламу. Им было интересно, когда ты чуть не умер. Сейчас ты не умираешь – и им не интересно.
Несмотря на спорную реакцию, Полина выжала из этой истории максимум:
– Уже понимая, что с детьми все хорошо, я сидела под дверями реанимации и оплачивала гивы (розыгрыши призов для увеличения подписчиков – Прим. редакции) на ближайшие дни. Это был прагматичный ход: у меня есть история, которая сейчас супер горяча, – привет, новая аудитория!
– А стоит ли ради охватов и подписчиков делиться чем-то откровенным, очень личным?
– Не вижу в этом ничего страшного. На чужие отношения и ссоры интересно смотреть, делать для себя выводы. Но это не моя история. Я не выношу в блог отношения с мужем: могу написать, что мы поругались, но внутрянку конфликта показывать не стану. Это мой "стоп".
Вообще, чем старше ты становишься, и чем больше мозгов появляется в твоей блогерской голове, тем реже используешь спорные, пусть и цепляющие приемы. Если следовать только трендам, люди не будут понимать, в чем твоя фишка и за что тебя любить. А крутые посты, рилсы и сторителлинги можно создавать буквально из ничего. Но этот навык приходит со временем, если делаешь это постоянно. Это чистый опыт, которому нельзя научить.
Автор: Вера Рогатко, фото: Елена Таборко, из личного архива собеседницы
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.