Я заказываю такси, выбираю “Комфорт” - машины чище, водители вежливей. Приезжает черная “шкода”. За рулем вчерашний топ-бизнесмен, глава когда-то самой успешной страховой компании страны - B&B Insurance, известный участник клуба знатоков “Что? Где? Когда?” Борис Медник. Скоро 5 лет, как B&B прекратила работу, Борис был осужден за незаконное предпринимательство и пошел работать в такси.
Борис Медник. Фото smartpress.by, 2024
Каково это - совершить подобный спуск по социальной лестнице? Как он выбрал именно эту работу? Что говорят знакомые при встрече? - все эти вопросы мне хотелось задать давно и наша встреча, на самом деле, не была случайна. А интервью получилось очень откровенным. В качестве бонуса я узнала, сколько зарабатывают таксисты, сколько надо оставлять за проезд на чай и где в Минске самые высокие тарифы.
Справка Смартпресс
B&B Insurance в начале 2000-х была самой успешной частной страховой компанией страны. И даже выдержала страховую выплату в $1 млн после потери в 2006-м первого белорусского спутника. Проблемы, по оценкам экспертов, начались в 2011 году, когда сорвалась сделка по продаже компании французам. Через 3 года у B&B Insurance была временно отозвана лицензия, а в 2018 году - повторно и окончательно. В 2019 Борис Медник был признан виновным в незаконной предпринимательской деятельности и осужден на 2 года домашней химии без направления в спецучреждение.
-
Борис, вы могли устроиться на работу где угодно, почему такси? Какие еще рассматривались варианты?
На самом деле причина - меркантильная. Режим отбывания домашней химии - либо дом, либо работа. А работа в такси - это своего рода свобода. Уже потом я увидел, что это вполне себе приличное занятие. Таксист - это не прокуренный человек с шансоном на всю громкость (Борис всегда образен и остроумен. Все-таки 9 лет в Клубе знатоков).
В найм я идти не собирался - давно перерос наемного работника по своей сути. Кроме того, у меня были, и еще пока остаются, ограничения на занятия экономической деятельностью - по решению суда я не могу создавать предприятия, руководить. Я посчитал, что такси - это наиболее приемлемый и доступный род занятий.
Борис Медник, интервью smarptress.by. 2024
- Как приняла семья? Это был шок?
Дети очень сильно удивились: “В такси???” Супруга промолчала, а потом … сама пошла работать в такси. Прошло почти 5 лет. У меня уже 25 тысяч поездок.
- Как происходило трудоустройство: надо было прикрепиться к какому-то таксопарку?
Я просто позвонил в первый попавшийся таксопарк. У него был договор с агрегатором. Есть несколько вариантов работы: работа на собственном автомобиле, работа на проценте или можно взять автомобиль в аренду. Я пошел по варианту работы на проценте - был нанят водителем. Мне выдали автомобиль, и я на нем работал.
- Какие требования к вам предъявлялись? Судимость не мешала?
Ко всем водителя одинаковые требования: два года водительского стажа. Судим - не судим - все равно. У нас в таксопарке, наверное, половина судимых.
- Первый день. Вы возвращаетесь вечером домой, и все спрашивают: Боря, как оно?
Я говорю: "Офигенно!"
- Что именно офигенно?
Мне выручка понравилась - мой заработок. Мне понравилась та степень свободы, которой я обладаю на данной работе. Работая на таксопарк, ты, в принципе, ни за что не отвечаешь. Надо только соблюдать правила дорожного движения. Твою машину моют, заправляют.
- Какой процент дает водителю таксопарк?
35-40%.
- Какая была первая машина?
Лада Ларгус. Машина неплохая, но прожорливая. И погремушка. В такси ее использовать нецелесообразно. Следующая машина была Skoda Rapid - там все приятнее: и салон, и комфорт.
- А до Лады вы на каких машинах ездили?
На хороших. Первая моя служебная машина была Peugeot 607, потом Гелендваген, и XL Мерседес. В Гелендвагене я разочаровался. С точки зрения самореализации - это фильм "Физрук" - весь такой водитель на шарнирах, на понтах. А машина внутри маленькая, ездить по трассе некомфортно - большая парусность. А вот XL - это да, автомобиль! Дорогу держит шикарно.
- А сейчас на чем работаете? На машине таксопарка?
Нет, сейчас я работаю на машине жены. Весь заработок идет в семью. Агрегатор берет с водителей на своих машинах от 10 до 23% в зависимости от тарифов. На “электричках” - 12%, на тарифе “Бизнес” (это в основном мерседесы, БМВ) - 10%. А на базовых тарифах - 23% в Минске, в регионах меньше.
- Приходилось ли вам возить знакомых? Как они реагируют?
Да, конечно. От восторга до удивления. Один раз даже вице-премьера вез. Мы поздоровались, поговорили в дороге и все. Люди до сих пор узнают меня: и по B&В (недавно пассажир сказал: "Спасибо вам за B&В"), и по голосу из "Что? Где? Когда?". Не то, чтобы каждый второй, но 2-3 раза в месяц случается.
- А нет дискомфорта, неловкости? Ведь вы же были топовым бизнесменом?
Так я и остался топовым бизнесменом! Вопрос компетенций. Конечно, компетенции иные. Но опыт не пропьешь. Я успешный бизнесмен - я успешный таксист.
- В чем сейчас заключается успешность таксиста?
В эффективности использования транспортного средства. Когда вы проехав километр заработали рубль, когда вечером у вас выручка 300 рублей за 300 км - это считается эффективным.
- Лайфхаки для таксистов-новичков от Бориса Медника?
Те, кто работает с Яндексом, понимают, что просто так "пылесосить" нельзя. “Пылесос” - это водитель, который берет любые заказы и едет вслепую. Так тяжело заработать.
Не брать длинные подачи, не брать длинные заказы по городу - когда далеко ехать на заказ или далеко ехать с заказом. Вы тратите много времени и зарабатываете мало денег. Короткие заказы выгоднее за счет стоимости посадки: или у вас есть возможность сделать в час 4-5 заказов, или только 2. Это большая разница в деньгах.
Если у тебя машина подходит под тариф “Комфорт” или “Комфорт+”, стоимость километра там выше и заработать можно больше.
А если берете машину в таксопарке, надо брать с коробкой автоматом. Дергать целый день коробку передач - большая нагрузка на спину и на суставы. Все-таки рабочий день достаточно большой - больше, чем 8 часов.
- В чем сложность работы таксистом?
Чтобы заработать приличные деньги, надо работать прилично. Таксист на своей машине вполне может заработать 1000-2000 рублей в неделю. Если хорошо напрячься, можно 2500-3000 заработать. Все зависит от опыта, умения, машины. У агрегатора есть правило - нельзя работать более 16 часов. Но я не представляю, как это, 16 часов без перерыва. Есть водители, которые так делают, но это такое себе удовольствие, скажу честно.
- А работа - это удовольствие?
А какой смысл работать работу, если она не приносит удовольствия?
- Вы работаете в Новый год, в праздники?
В Новый год - нет. Я в принципе не работаю по ночам. Но, конечно, в праздники надо работать. Заработок повыше, машин поменьше. Например, 1 января зарабатывается больше, чем в новогоднюю ночь. Люди доедают салатики в гостях. Собирают тазики и едут, иногда в соседний подъезд.
- Но в такси же выше головы не прыгнешь?
Прыгнешь! У меня есть парень в таксопарке, который умудряется за день 6 раз съездить в аэропорт и вернуться с заказом. Надо грамотно использовать те опции, которые дает Яндекс: например, заказ “По пути домой”. Я слышал, что некоторые работают с 2-3 аккаунтами одновременно. На одном аккаунте он выставился "По пути в аэропорт", на втором тоже, а на третьем работает в районе. Агрегатор дает приоритет водителям, которым "по пути".
- Попадались ли вам плохие пассажиры?
Единицы. У меня больше 25 тысяч поездок, и было всего 2-3 конфликтных пассажира. Бывает пьяный-пьяный пассажир. Это скорее негатив. Бывают скандальные люди. Таких можно просто высадить - пускай вызывают другую машину.
- Вам что-то за это будет?
Наверное, мне поставят пониженную оценку в приложении, но я это переживу. Оценка влияет на общий рейтинг, если он падает, могут выключить какие-то опции, тарифы.
Было: просили покурить в машине. Говоришь: “Извините, это общественное место, нельзя”. Пассажир обиделся и поставил мне плохую оценку.
- Пассажиры не пытались вас обманывать?
Меня один раз обманули! У пассажира стоит оплата наличными. Он говорит: наличных нет, можно я на телефон переведу. Я говорю: “Так поменяйте на безналичную оплату”. Он: “Я не хочу привязывать карточку”. Я: “Хорошо, переводите”. Он переводит, а деньги не приходят.
- Вы любите разговаривать с пассажирами?
Я умею разговаривать с пассажирами. Это часть работы. Но не надо быть навязчивым. Хороший разговор с пассажиром - это качество услуги. Бывает, что меня используют как психотерапевта. Я говорю, что у меня богатый жизненный опыт, а это так и есть. И народ слушает.
- Пассажирам совет дадите?
Да! Отряхивайте ноги, когда садитесь в машину. И уважайте труд уборщицы и таксиста (кстати, в машине у Бориса инновационные коврики - снег/грязь/вода уходят в "соты" и в салоне чисто).
- Кстати, такси должно быть раскрашено и со счетчиком?
Это всегда предмет дискуссии с ГАИ. Существуют таксопарки и существуют нерегулярные пассажирские перевозки. По правилам такси, машина должна быть оклеена (обозначена) и оборудована счетчиком-таксометром. И все наличные заказы надо проводить через таксометр.
А по правилам агрегатора, который сотрудничает с предприятиями по нерегулярным автомобильным перевозкам, машина не обязана быть оклеена и оборудована таксометром. Это потому, что куча людей подрабатывает на своих машинах, например, час в день. Как он будет оклеивать? Его же жена из дома выгонит!
Такая же беда с таксометром. Когда вы вызываете такси, у вас есть точка подачи, точка назначения и цена. Вы можете ехать за наличный или безналичный расчет. Если безналичный - деньги списываются с карты. Если же вы едете за наличные, водитель должен забить цифру, которая и вам, и ему известна в таксометр, распечатать чек и отдать его. Хотя у вас в приложении есть все, что необходимо. Кроме того, агрегатор отчитывается в налоговой о каждой наличной поездке. Никакого укрывательства со стороны водителей нет, так что счетчик, во-первых, просто не нужен.
Второй аспект - более серьезный, он связан с безопасностью. Таксометр сделан в виде магнитолы, которая ставилась в старые модели. В новых машинах нет физически места для установки таксометра. Прикрепить его на лобовое - плохая идея. Таксометр весит 500 г. Представьте удар сзади - ты стоишь на светофоре, кто-то забывает затормозить и летит со всей дури тебе в зад. Что происходит с таксометром? Он летит в голову: или пассажиру, или водителю.
Бомбилам, которые работают “от бордюра”, конечно, нужны таксометры. А тем, кто берет заказ через приложение, не нужны.
- Таксистам дают на чай?
Да, чаевые - это часть заработка. Существуют категории людей, которые не дают на чай. Раньше к ней относились студенты из Китая. Они ездили на самых дешевых тарифах и до копеечки ждали сдачу. Это их право. Кстати, вчера китаянка с 20 рублей поездки оставила мне 10 рублей “Tips for you”.
Старшее поколение часто возит специально мелочь на чай. Раз пассажир оставляет рубль и спрашивает: “Вас рубль не обидит?” Меня и 10 копеек не обидят.
Есть цари и боги, которые считают, что если им дали 10 копеек чаевых - это обидно. Это ж глупо. Чаевые - это благодарность за оказанные услуги. Чаевые можно оставлять и безналом - в приложении есть графа “чаевые”. Тогда они попадают в общую выручку и облагаются тем же налогом, что и выручка.
- Сколько разумные чаевые для такси?
Я когда езжу на такси, оставляю 10%. Но если едешь долго, попадаешь в пробки, я даю больше. Потому что понимаю, что человек потратил больше времени, чем должен был, и заработал меньше денег.
- Если у таксиста нет сдачи, как решается этот вопрос?
У таксиста должна быть сдача. Или надо ехать менять - заправки работают круглосуточно.
- Если пассажир просит изменить маршрут?
Изменение маршрута, добавление точек уже в процессе поездке - это то, о чем я говорил: уважайте труд уборщицы и таксиста! Ведь поездка - это фактически оферта. Приходит заказ поездки из точки А в точку Б за такие-то деньги. Таксист говорит “Окей”. А когда пассажир без согласования с таксистом начинает менять маршрут - это нарушение договора. Любой юрист понимает, что контрагент в одностороннем порядке договор менять не имеет права. А здесь люди считают, что тихо можно поменять маршрут, ухудшить его с точки зрения таксиста, добавить точки. В этом случае таксисты ведут себя по-разному: кто-то едет, кто-то говорит: “Не поеду”.
- Какие в Минске хорошие районы с точки зрения таксиста?
Густонаселенные, там, где спрос высокий. Например, в Малиновке высокий спрос круглосуточно.
- Как долго вы планируете работать таксистом?
Я пока не вижу для себя другого применения. Ограничения на вид деятельности скоро закончатся. Можно развивать таксистский бизнес, но у меня жена уже развивает его, у нее получается, зачем я буду ей мешать? Я сейчас работаю у нее водителем.
- Руководить хочется?
Хочется! Но некем (смеется).
- Какие отличия между вашей работой главой одной из крупнейших страховых компаний и таксистом?
Принципиальных никаких. И то и то сфера услуг. И там, и там ты зарабатываешь деньги. А что еще должно отличаться? Количество заработанных денег? Не сильно.
- А вы скучаете по костюму-пиджаку-галстуку?
Не скучаю. Я редко и раньше их носил. У меня всегда был стиль кэжуал.
- А по чему-нибудь из той жизни скучаете?
Я встречаюсь с коллегами. Я в теме. Очень много негатива из той жизни ушло вместе с работой. Нервотрепки, целая гора ответственности, которая соизмерима с удовольствием от руководства целой компанией. Где-то иногда ойкает: а помню ли я себя…
… Есть реальное течение событий. Чему быть, того не миновать. Мы плывем по реке на лодке и можно свернуть и упереться в тупик, а можем попасть в другую реку.
- Амбиции остались?
Остались. Но надо балансировать между амбициями и реальностью.
Беседовала Юлия Кочубей, фото Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.