Резиденция посла Индии находится в особняке на Цнянском водохранилище. Посол встречает нас у входа и сразу приглашает на обзорную экскурсию по дому - мы же запросили беседу “без галстука”: о жизни, привычках и личных историях... Как учитель стал дипломатом, действительно ли Индию переименуют в Бхарат и какой город в Беларуси - самый любимый? Читайте в нашем интервью.
Сначала заходим в библиотеку, мы уже наслышаны о ее разнообразии, о том, что посол Индии - главный “читатель” дипкорпуса. Нас удивили не столько книги, сколько рисунки, картины, скульптуры. Такое ощущение, что мы в музее.
- Вы узнаете это произведение? - Алок Ранджан показывает на висящую на стене кабинета работу.
- Это невозможно! Это - Шагал???
Насладившись произведенным впечатлением, посол засмеялся:
- Это реплика, но вы не увидите отличий от оригинала.
На полу стоят еще не распакованные картины, выполненные, на первый взгляд, в характерном стиле индийского рисунка.
- Я недавно их купил. Это картины белорусских художников Андрея Ярошевича и его супруги Али (Алевтины Башкатовой). Они очень часто путешествуют в Индию и очень хорошо знают индийскую культуру.
Кстати, с чем связано переименование Индии в Бхарат?
Бхарат - это историческое, древнее название Индии. Оно всегда существовало. Не нужно политизировать этот вопрос. Это просто историческое название, которое будет использоваться параллельно. Речь не идет о переименовании, речь идет о параллельном использовании.
Тем временем мы, посмотрев кабинет, зону отдыха с бассейном и сауной, возвращаемся в гостиную. Наше внимание привлекает скульптура Ганеши - индийского бога с головой слона.
- Это бог мудрости?
- Да, а также бог нового начинания. Мы в Индии призываем Ганеши всякий раз, когда начинаем новый проект, бизнес или даже путешествие!
В центре - бог Ганеши
Откуда вы родом? Какая у вас семья?
Я родом из восточного штата Индии - Бихара, он граничит с Непалом. Моя мама была простой домохозяйкой, отец был госслужащим.
Вы поступили на дипломатическую службу в 29 лет. Это значит у вас была другая профессия. Какая?
Я преподавал политические науки в колледже при Делийском университете. Я всегда хотел быть учителем. Я ценю эту профессию, потому что мозг не стареет, он все время находится в состоянии готовности, работы. Но чтобы быть лектором в большом университете, нужно получить докторскую степень. Поэтому я решил сменить профессию.
То есть не получилось с докторской степенью, но получилось поступить в дипакадемию? Мне кажется, у нас это сложнее.
У нас также. Экзамен (Union Public Service Commission exam) для набора сотрудников на государственную службу, включая административную, дипломатическую, службу в налоговых органах и полиции, является самым сложным экзаменом в мире - из-за большой конкуренции. Экзамен проходит в три этапа и занимает практически целый год. В нем ежегодно принимают участие около полумиллиона человек, а мест всего 800-900. А когда я сдавал этот экзамен в 2001 году, вакансий было около 450, и из них в дипломатической службе Индии – всего 16!
Ваше первое назначение - Париж. Какие у вас были впечатления? Какая страна запомнилась больше всего?
Кто не любит Париж? Это прекрасный город. Но большая разница - жить в этом городе и находится там в качестве туриста.
Я работал во многих странах Африки, Европы, в соседних с Индией, но если выбирать одно единственное место, я, наверное, назову Сенегал. Это было мое второе назначение. Может быть потому, что я был молод, у меня остались просто незабываемые впечатления о Сенегале и особенно о Дакаре, которые я пронесу через всю свою жизнь. Я безусловно люблю Африку. Мне нравится всё на этом континенте: люди, еда, язык, музыка, море, солнце, горы, его шум и ритм.
Вы работали в Афганистане в неспокойное время 2017-18 годы. Где еще пришлось побывать в опасные исторические моменты?
Что касается Афганистана - это было не совсем страшно. Были ограничения по нашему передвижению. За “зеленую зону” нельзя было выезжать, а если надо - только в сопровождении охраны. И действительно недалеко от посольства было несколько взрывов, и один раз реактивная граната попала в здание посольства. Но сказать, что мы жили в постоянном страхе - нет. Тогда Талибан еще не пришел к власти и присутствовал в основном в сельской местности.
Афганистан, 2017-18. Фото из личного архива
Наша жизнь была легче, чем у многих других дипломатов. Если бы я был европейским или американским дипломатом, мне было бы сложнее. К Индии везде относятся хорошо, и в целом мы не являемся мишенью для отрицательного воздействия.
Афганистан, 2017-18. Фото из личного архива
Мы продолжаем экскурсию о висящим на стенах резиденции работам. Большинство картин, графических работ - характерное искусство различных индийских народностей и регионов.
- Это Кришна - Синий Бог, изображенный в характерном стиле города Натхдвара в Раджастане, штате на западе Индии. В красках присутствуют элементы золотой пыли.
Это картины из восточного штата Бихар. В них используются только натуральные красители
Это из северного штата Уттар-Прадеш - роспись на шелке. Само искусство идет со времен моголов, но это, конечно, новодел
Это из центрального штата Мадхья-Прадеш, характерное немного примитивное искусство народности гонды: птицы, животные, простые растения
Работы, рассказывающие об Индии, соседствуют с картинами и сувенирами из путешествий.
Это город Библос в Ливане. Он знаменит своими котами. Если вы внимательно посмотрите, увидите как много кошек на картине.
А у вас есть питомцы?
Нет, для меня все животные хороши, пока они принадлежат кому-то другому (смеется).
Расскажите о своих хобби? Вы, оказывается, коллекционируете ручки. Сколько их у вас?
Коллекционирование ручек - это одно из самых свежих увлечений. У меня есть еще два хобби, которые со мной гораздо дольше - чтение и путешествия. А ручки - это такое новое сумасшествие, я начал их собирать, когда приехал в Беларусь. Всего за два года я собрал 157 ручек, некоторые из них действительно эксклюзивные. Поверьте, значительная часть моих заработков уходит на создание этой коллекции, но ведь это страсть, и ей невозможно определить цену! (разводит руками - Смартпресс).
Снова идем в библиотеку - смотреть коллекцию ручек. Посол одну за другой выносит специальные шкатулки для коллекционных ручек и демонстрирует невероятной красоты перьевые ручки так называемых специальных и лимитированных серий.
Перед нами возникают ручки “Энди Уорхол”, “Джими Хендрикс”, “Мэрилин Монро”, "Грета Гарбо", "Марлен Дитрих", "Энцо Феррари", “Элизабет Тейлор” и другие... Это действительно очень красиво, захватывающе. Каждая именная ручка передает характер: “Мэрилин Монро” - в форме высокого золотого каблука-шпильки, зажим ручки “Махатма Ганди” - в форме его палки. Кстати, ручку Махатма Ганди, очень редкую и ценную, посол купил в Минске.
Ручка “Махатма Ганди”
Ручка “Мэрилин Монро”
Покажите три последние приобретения.
“Виктория и Альберт”, “Наполеон” и “Монтесума - I”. (Эти ручки лежат в отдельных коробках, которые и сами по себе произведения искусства).
Серия Монблан “Покровитель искусств”: ручка “Монтесума-I”
В чем выражается чтение как хобби? Или вы просто любите читать?
Я читаю каждый день, 5-10 страниц хотя бы. Даже если у меня нет времени, утром - чуть-чуть, после работы - чуть-чуть. Я читаю все жанры. Единственное, что я не очень люблю - научная фантастика.
Мне очень нравится ваш автор Светлана Алексиевич. У нее просто фантастические книги, то, как она описывает людей, их чувства: будь то женщины или дети во времена Великой Отечественной войны, Афганской войны, Чернобыльской трагедии, развала Советского Союза - каждое произведение как искусно ограненный драгоценный камень.
Вы всегда много читали?
В конце 1970-х начале 1980-х у Индии были очень хорошие отношения с Советским Союзом. Советское посольство в Дели имело культурный центр. И в наш жилой район приезжал фургон с книгами: яркие, качественные издания продавались буквально за копейки. Еще тогда я приобщился к чтению.
Что касается моих привычек, как правило я читаю одновременно одну книгу художественной литературы и одну нехудожественной. В данный момент я читаю книгу Soviet Century - “Век СССР”! немецкого писателя Карла Шлёгеля. Огромное произведение - 900 страниц, но там описывается буквально каждый аспект жизни в Советском Союзе, каждая деталь и мелочь: коммуналки, дачи, туалеты, метро, блошиные рынки, музеи, татуировки, поваренные книги, духи - все-все, о чем только можно подумать.
В книге Шлёгеля описывалась “Книга о вкусной и здоровой пище”. Я не знаю русский язык, не читаю по-русски, но меня так заинтересовала эта книга, что я задался целью ее найти. К сожалению, в Беларуси я ее найти не смог и только моя знакомая, Временная поверенная Грузии Софио Мосидзе помогла мне и привезла ее из Грузии.
Если бы вам на необитаемый остров предложили взять три книги, чтобы это были за книги?
Прежде всего я бы взял Габриэля Гарсиа Маркеса “Любовь во время чумы”. Вторая - книга индийского писателя Викрама Сета “A Suitable Boy” (“Достойный жених”) - поскольку мне разрешено только три книги, имеет смысл взять самый длинный роман, когда-либо опубликованный на английском языке (в книге “A Suitable Boy” почти 1400 страниц). Третья (посол надолго задумался) - Чехов, но не его пьесы, а рассказы. Он, безусловно, величайший автор рассказов всех времен.
Еще одно хобби - путешествия. Теперь это ваша работа. Как совмещаете хобби и работу?
Когда я стал послом, с этим хобби начались сложности. Если ты просто работаешь в посольстве на второй-третьей-четвертой должности, твоя задача - спросить разрешения у посла куда-то съездить. Когда я работал в Женеве, а Женева расположена очень хорошо, там летает много лоукостов и можно добраться быстро и дешево в любую точку - я действительно очень много путешествовал. Как только были длинные выходные, я отпрашивался и куда-то летел.
Отдых на Женевском озере, фото из личного архива
Сейчас я посол и это одна из самых больших потерь в жизни - я не могу свободно путешествовать. Чтобы куда-то поехать, надо спрашивать разрешение у Дели. Тем не менее, за два года, которые я прожил в Беларуси, мне удалось посетить пять новых для себя стран. Это Ливан в декабре 2021 года, три страны Балтии в августе 2022 года, а в августе 2023 года я был в Норвегии. Это была очень интересная поездка, потому что музей Эдварда Мунка в Осло уже давно был в моем списке желаний и наконец-то я поставил галочку напротив него!
Осло, 2023 год, фото из личного архива
Искусство, картины, вы не назвали в числе своих хобби, но у вас дома очень много картин, скульптур, вы специально ездите в музеи...
Я не могу назвать это своим хобби, но как любой цивилизованный человек, я люблю искусство. Могу назвать своих любимых художников: Это Ван Гог, Поль Гоген, Марк Шагал, Эдвард Мунк. Их я просто боготворю. Мне повезло, я видел много их работ. С Ван Гогом все проще: есть музей Ван Гога в Амстердаме, ещё один музей в Барселоне, то с Полем Гогеном чуть сложнее. Но мне повезло. Когда я работал в Швейцарии, в Базеле проходила выставка Гогена - на ней были собраны работы из разных уголков света.
Оригиналов Шагала я видел немного, у Белгазпромбанка в коллекции есть несколько работ Марка Шагала. Именно Белгазпромбанк подарил эту прекрасную репродукцию Марка Шагала, которая висит в моем кабинете.
А Музей Мунка в Осло - настоящее удовольствие для всех его поклонников. Посещение музея открыло мне глаза на диапазон и разнообразие творчества Мунка.
Вы покупаете картины?
Как любой государственный служащий на свою зарплату я не могу стать коллекционером настоящих произведений искусства! Тем не менее, да, я покупаю кое-что, когда могу себе это позволить, но коллекционером себя не считаю.
Тем временем по дому разносятся ароматы индийских специй. После интервью мы приглашены на ужин. И я начинаю испытывать внутренний конфликт: в голове еще очень много вопросов, а нос говорит: “закругляйся”. В качестве компромисса идем на кухню и говорим о еде.
У вас свой повар. Можно ли в Беларуси, кроме как у вас в гостях попробовать настоящую индийскую кухню?
В Минске есть два-три заведения. Не могу их назвать ресторанами, скорее кафе. Среди них я могу отметить только одно - “Масала”. Индийская кухня там вполне достойная.
А какую кухню вы предпочитаете?
Мой повар готовит только блюда индийской кухни. Но когда я ем не дома, стараюсь пробовать разные блюда. К сожалению, в Минске небогатый выбор ресторанов, и по какой-то причине хорошо представлена только итальянская кухня. Моя же любимая - тайская, но в Минске я не знаю ни одного тайского ресторана.
А где вы покупаете специи, продукты?
Специи купить не проблема. На Комаровском рынке есть три магазина индийских специй. А вот чего я не могу купить ни в Беларуси, ни в Москве - зеленый чили перец. Если кто едет из Индии сюда, я всегда прошу привезти 2 кг зеленого чили. Еще невозможно найти некоторые из моих любимых овощей: окру и карелу (горькая тыква).
Ваш напиток кофе или чай?
Это зависит от того, в какое время суток вы задаете этот вопрос. Утром я пью кофе, днем - чай.
Как вы проводите свободные вечера и выходные? Как отдыхаете?
Длинными летними днями я люблю гулять на озере рядом. А выходные я в основном сплю, ем и читаю - и так по кругу (смеется).
Если выбирать что-то одно - я бы предпочел посидеть с хорошей книжкой. Хотя фильмы я тоже люблю. Мой младший брат работает в киноиндустрии, он кинорежиссер и призер Каннского фестиваля, и я смотрел всегда очень много фильмов.
Ого! Расскажите, кто ваш брат?
Маниш Джа (Manish Jha), у него приз жюри Каннского фестиваля за лучший короткометражный фильм - "Очень-очень тихий фильм" 2002 г. А его полнометражный фильм-антиутопия Matrubhoomi: Nation Without Women (“Матрубхуми: нация без женщин”) завоевал несколько международных наград, и в 2003 году был включен в список 10 лучших фильмов мира по версии журнала Times.
Вы, наверняка, много ездили и по Беларуси. Где вам понравилось?
Из городов очень люблю Гродно. Все люди делятся на любителей гор и любителей моря. Я море не люблю, а отсутствие гор Беларусь компенсирует своими лесами, озерами и реками. Я абсолютно люблю вашу страну, природу. Это одна из самых красивых стран с очень красивыми людьми.
Беседовала Юлия Кочубей, фото Елены Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.