Об интервью мы договорились сразу по прибытии Людовика Руайе в Минск, но ждали довольно долго - резиденция приобретала новый облик: "Это же Франция, вы же будете снимать". Уже тогда стало очевидно - Людовик Руайе - эстет и перфекционист. В Беларуси Людовик второй раз. В первой командировке он исполнял обязанности советника по сотрудничеству и культуре.
Интервью начинаем в саду. "Я живу вроде в городе, но как в деревне. Мне очень нравится", - говорит Людовик, неожиданно вскользь добавляя, что он и сам не чужд сельской жизни и умеет доить корову.
Доить корову? Неожиданно… Откуда вы родом?
С северо-востока Франции, я родился в городе Везуль. Это маленький городок с 15 тысячами жителей, недалеко от Германии и Швейцарии. В нашей семье знают, что такое фермерский труд, у моего дяди и сейчас есть хозяйство: коровы, свой огород.
На ферме жили мои бабушка и дедушка, и я раз в неделю и на каникулы приезжал туда побыть на свободе (смеется). Мне всегда там очень нравилось. Я умею и доить корову, и ухаживать за кроликами.
Как в вашей жизни появилась дипломатия?
Когда мне было 18 лет, в Страсбургский университет, где я учился, приехал представитель министерства иностранных дел. Он рассказал, что такое дипломатия, и я понял - это мое. В 1995 году я уехал в Санкт-Петербург и прожил там год. В Политехническом институте было Бюро русского языка для иностранцев. После этого я поехал в Париж учиться международным делам и славистике.
Питер в середины 1990-х был опасным городом?
У него была репутация криминальной столицы, но со мной всё было хорошо. Хотя три первые недели были для меня ужасными. Я попал в Питер 2 ноября 1995 года. В ноябре в 4 часа было уже темно, всё время холодно. Я думал, зачем я сюда приехал, чего мне не хватило во Франции?
Где вы жили?
У женщины, которая уже однажды принимала у себя итальянских студентов. У нас сложились очень хорошие отношения. Она была моей русской бабушкой. Недавно она умерла в возрасте 90 лет.
Благодаря ей я открыл для себя русскую культуру. Она водила меня по театрам, в филармонию. А еще я очень быстро заинтересовался политикой. В 1996 году в России были президентские выборы. Тут надо сделать маленькое отступление.
Интерес у меня возник раньше. 1991 год, август, “Лебединое озеро”, мне 15 лет, я сижу на ферме и слушаю по радио всё, что происходит в Москве (18-21 августа 1991 года в СССР произошел государственный переворот, путч - Прим. ред.). Это для меня было как книга жизни, которая пишется прямо сейчас.
И вот я в России, 1996 год, выборы. Кандидаты на президентский пост: Борис Ельцин, Геннадий Зюганов, остальных я просто не знаю. И человек с громким голосом - генерал Александр Лебедь. Я понимаю, что у него интересная роль - именно он будет решать, кто станет следующим президентом России. Так и было - Ельцин был переизбран благодаря тому, что Лебедь его поддержал. Я стал искать возможности познакомиться с генералом Лебедем. В октябре 1997-го мы встретились в Москве.
Как это произошло?
Это было нелегко. Но я был немного авантюристом... Мы с Александром Ивановичем встретились еще два раза: в Париже и в Красноярске после его избрания губернатором Красноярского края в 1998 году.
Он погиб в 2002 году, когда произошло крушение вертолета, на котором он летел. Тогда в России говорили, что правду о гибели Лебедя будут знать только лет через 50…
Ваше первое назначение?
Я защитил PhD (степень доктора) в мае 2005 года и через две недели узнал, что буду работать в Минске. Сюда я приехал в том же году и остался до 2011-го. Потом была работа в генконсульстве в Санкт-Петербурге.
Фото с послом Франции в Беларуси Мишелем Ренери
Потом у вас был какой-то "персональный проект". Что скрывается за этими словами?
Еще в Минске у меня возникла идея открыть свой собственный ресторан. Я работал с послом - господином Мишелем Ренери и однажды, в минуту моей с ним откровенности, он мне сказал: “Людовик, если хотите открыть свой ресторан, я вам рекомендую делать это именно сейчас, потом будет трудней”.
Фото во время учебы в кулинарном колледже
В 2016-м я начал учиться в одном из самых престижных кулинарных лицеев Парижа. Получил диплом в июне 2017 года, а в декабре ездил во Флориду - я не люблю, когда всё просто (смеется). Нашел здание на берегу Мексиканского залива и сказал: "Хочу сюда". И в марте 2018 открыл свой ресторан. Когда я стал работать на кухне, мне было 42.
Фото посетителей ресторана The little red house
Вы были владельцем или шеф-поваром?
И владельцем, и шеф-поваром. Многие думают, что в США просто развивать этот бизнес, потому что считается, что американцы ничего не понимают в еде. Но как оказалось - американцы очень требовательны. И у них другой менталитет: есть деньги и ты можешь быть очень требовательным, даже слишком. Для них шеф-повар - это просто тот, кто тебе готовит и быстро подает заказ. И нормально сказать: “Я заказал 15 минут назад, почему до сих пор нет ничего? Я сейчас вам одну звездочку в Гугл поставлю!”.
А я объяснял, что я французский шеф-повар и это надо уважать. Всё в итоге получилось.
Что подавали в вашем ресторане?
С утра был американский и французский завтрак: круассаны, булочка с шоколадом, патиссерия, крепы и т.д. На обед я готовил разные французские салаты, супы.
А вечером по пятницам и субботам у меня было специальное меню брассерии (бистро) как в Париже: утка, говядина по-бургундски, запеченные морские гребешки, был выбор французских сыров, которые в принципе нельзя найти в США. А они всё-таки продаются в спецмагазинах для ресторанов.
Фото посетителей ресторана
Если проект был успешным, почему вы расстались с рестораном?
Всё было замечательно до 16 марта 2020 года, когда прибыль ресторана уменьшилась на 82%. Это было начало конца (в США начался локдаун в связи с пандемией COVID-19 - Прим. ред). На следующей неделе - минус 50% от того, что осталось. Я держался месяц: один в ресторане, клиентов нет, никого нет. Постоянные клиенты приходили взять еду на вынос. Но этого недостаточно, чтобы выжить даже одному.
Я понял, что поддержки не будет - получил $5 тысяч от правительства США, но этого мало. И я связался с МИД Франции и спросил, готовы ли они меня принять обратно.
У нас есть такое право: вы можете покидать МИД в любое время на срок до 10 лет и вернуться работать при желании. Министерство считает, что любой дополнительный опыт - это важно.
Людовик провел небольшую экскурсию по резиденции: сдержанные пастельные тона, отличный свет, мебель и интерьер без излишеств. Разговор органично меняет тему.
Какой ваш любимый стиль в дизайне?
Я не люблю изобилия цвета. Это очень тяжело.
Восточный колорит - не ваше?
Лучше без этого (смеется).
Мы - первые, кто видит резиденцию после обновления. На стенах новые картины. Людовик говорит, что отбором занимается человек в Париже.
Однако, есть и картина, которую Людовик выбрал сам. Например, Париж кисти художницы из Бреста Татьяны Потворовой.
Вы рисовали в детстве, в юности?
Нет.
Музицировали?
Да, на электрооргане. Я начал играть в 9 лет и бросил, когда мне было 19. Я играл в основном классическую музыку, у меня получалось неплохо. Но на церковном органе я не смог бы играть. Это очень сложно, другой принцип. Теперь я не играю, но хорошо слышу музыку, понимаю ее. И это благодаря моему музыкальному образованию.
У вас идеальный костюм - в школах Франции есть уроки стиля?
Нет. Если и есть, то я их прогуливал (смеется). Но мама мне маленькому объясняла, что с чем можно и нельзя сочетать.
Давайте поговорим про мифы. Франция, Париж всегда ассоциируются с любовью. Для французов любовь значит больше, чем для других?
Да, есть ассоциация Парижа с любовью, французского языка - с языком романтики. Но это точно миф. Любовь для всех людей значит много. Этого хотят все, не у всех получается.
Все ли французы разбираются в кулинарии и в вине?
Нет. Это тоже миф.
Французы не едят фастфуд?
15-20 лет назад во Франции открылось довольно много ресторанов Макдональдс и другого фастфуда. Все говорили - это никогда не будет работать во Франции, но работает же. Хотя сейчас пошла обратная волна - люди стали поддерживать традиционную французскую кухню: бёф бургиньо́н, бланкет де во, и … (дальше пошли названия, которые мы никогда не слышали). Я думаю, фастфуд во Франции не создаст угрозу французской кухне.
Мы переходим в столовую. Все в предвкушении обеда от французского шефа. Нет-нет, не от господина Руайе. В резиденции есть повар, самый настоящий французский шеф. "Пашанцавала", - говорит Людовик. Свой повар есть только в больших посольствах, например, в Москве.
Шефа зовут Тристан. Он работал в ресторанах юга Франции - в Ницце, а еще в Англии и США. В Минске оказался не случайно - женился на белоруске. Сначала они жили во Франции, а после приехали в Минск.
Что ж, изучаем меню настоящего шефа. Звучит как гедоническая песня о гастрономии.
“Вчера всем посольством голову ломали как правильно перевести название блюда. Например, припущенный тунец или тунец, доведенный до полуготовности - в результате получился тунец ми-кюи, отдает чем-то уж очень элитарным, одним словом, Пруст одобрил бы”, - объясняет пресс-атташе посольства Наталия Зайцева.
Да, похоже во французской кулинарии разобраться - тот еще квест. Лучше - пробовать. Приносят тунца. Дружно решаем, что он всё-таки припущенный, а не доведенный до полуготовности. К тунцу и остальной кулинарной музыке в качестве сопровождения подают одно из лучших белых вин Франции - Шабли, 2018 года.
Каких французских продуктов вам не хватает в Минске? Есть ли здесь рестораны, кафе с настоящей французской кухней?
Да, и немало: Бриошь, Поль,Тьери, Шарли. Продукты можно купить практически все. Мой шеф хорошо ориентируется и может найти всё. Например, "Галерея вкуса" делает фуа гра, колбаски по-французски. Хлеб мы покупаем в пекарне Moulin, ее хозяйка, Татьяна, училась печь его во Франции.
Только для десертов сложно найти шоколад, который используется в кулинарии. А еще я иногда привожу из Франции сыры и ваниль.
Кроме сыров в чем еще не хватает родины?
Если я решил жить в Беларуси - это не для того, чтобы здесь была Франция. Я сам представляю Францию. И я не хочу, чтобы все выглядело, как Франция.
Подают основное блюдо - утиное филе с ризотто и спаржей - и Людовик почему-то занервничал: “Я думал, что будет рыба, нам надо другое вино. Я быстренько в подвал за красным".
Под утку нам подали роскошный ароматный бургундский пино нуар, 2018 года. Он считается идеальным сопровождением для таких блюд и одним из лучших красных вин в мире.
Ваш любимый формат отдыха?
Вечером после работы я устаю и могу разве что посмотреть телевизор.
Идеальный выходной: выспаться и… ?
Нет, я всегда встаю рано. В будни в 5.30- 6.00, в выходные чуть позже.
Люблю пить кофе и работать. Особенно сейчас - птицы поют и можно с утра открыть все окна. Утром смотрю новости из Франции.
Дальше зависит от погоды. Если холодно, плохая погода - надо побыть дома. Это хорошо. А при такой погоде как сейчас - надо гулять, ездить. В субботу я съездил в Несвиж и Мир. Несвиж я увидел после ремонта в первый раз.
В отпуске предпочтете городской или пляжный отдых?
Много гулять и немного пляжа. Люблю читать на пляже.
Море или горы?
Море.
Самолет или поезд?
Самолет. Я ненавижу поезда - ехать и несколько часов смотреть на коров, которые смотрят на тебя.
Тем временем мы закончили десерт и переместились в гостиную пить кофе. И к нам, наконец, вышла самая юная обитательница резиденции - полугодовалая бенгальская кошка Хайку. Вышла очень осторожно, долго присматриваясь из-за двери.
Хайку - француженка?
Нет, белоруска) Хотя говорит по-французски. Правда, я подозреваю, что и по-русски она тоже понимает.
Хайку похожа на маленького леопарда. И мы тут же потеряли нашего фотографа Лизу.
Кошке нельзя одной на улицу, но этот загадочный мир ее очень привлекает
У вас есть время на чтение?
Я читаю с утра до вечера на работе: на французском, русском, английском (смеется). У меня есть любимый писатель - швейцарец Жоэль Диккер. Он пишет на французском детективы с интересным запутанным сюжетом, у него хороший язык. А когда я был моложе, очень любил Эмиля Золя.
Вы религиозны?
Нет. Но до 17 лет я получил католическое образование.
Перескажу один разговор. Женщина, у которой я жил в Питере, для меня готовила обед каждый день. И каждый раз я, очень голодный, немного ждал на кухне. И это был момент философских или политических разговоров. И она задала мне такой же вопрос. Я ответил, что религия разделяет людей. Она прекратила готовить, смотрит на меня и говорит: “Ты просто говоришь как Ленин” (смеется).
Вы много шутите, улыбаетесь. А правда, что белорусы суровы и не улыбчивы?
Нет. Если ходить по улицам Парижа - люди просто так не улыбаются. Если вы им улыбаетесь, подумают, что или вы не в себе, или что-то от них хотите. Или турист из США, потому что они всегда со всеми здороваются.
Белорусский народ - открытый, сопереживающий. Белорусы более чувствительны, лучше понимают других, чем, например, россияне. Моя работа заключается и в том, чтобы объяснять, в том числе в Париже, что Минск - это не Москва. Что, если мы хотим понять Беларусь, не надо это делать через Россию. Надо напрямую.
Какие приятные моменты запомнились в последнее время?
Я люблю ездить на Комаровский рынок. Женщина, которая продает там зелень, спросила меня: "А вы откуда?". - "Я из Франции". Она сказала только: "Ой!”, и руки к груди прижала. Я был счастлив.
Беседовала Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.