Борис Батура: низкая квалификация кадров на местах тормозит правильные решения

19:15
21.01.2021

Станет ли Совет старейшин, который был организован при президиуме Совета Республики, новой структурой власти? Какими полномочиями он будет обладать? Почему местными чиновниками не выполняются многие "правильные" решения? Стало ли меньше бюрократии? Об этом в интервью Смартпресс рассказал председатель Совета старейшин при президиуме Совета Республики Национального собрания Беларуси седьмого созыва Борис Батура.

Батура.jpg

Для чего создан совет старейшин? Что это за орган и какие у него полномочия?

Я думаю, что он создан не зря. Наталья Ивановна (Кочанова - председатель Совета Республики Национального собрания  – Смартпресс) изучала опыт того, что уже есть в республике - практически в каждом облисполкоме и в Минском горисполкоме созданы советы старейшин. Они функционируют и основная их цель использовать опыт тех людей, которые немало проработали в той или иной системе нашей страны. Это, определенно, возможность получения совета от действительно знающего человека при принятии решений. Практически то же самое теперь и в Совете Республики (создан совет старейшин – Смартпресс) – законодательном органе, где очень важно не допустить ошибок. 


Востребован Ваш опыт сегодня, особенно у молодежи? Или, может быть, силен такой стереотип, что "а что они, старорежимные пенсионеры, могут хорошее придумать"?

Я думаю, что такое мнение есть. И, наверное, нам предстоит доказать, что это не так. 

Однако, на мой взгляд, также не совсем правильное мнение, что везде необходимо всех менять на молодежь и они начнут предпринимать серьезные меры по изменению жизни в Беларуси. Надо сочетать мудрость, опыт и молодость с ее задором, стремлением сделать что-то быстро, это позволит не допустить ошибок.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что всегда у меня было правило - куда бы я ни приходил, никого не выгонял, не менял кадры. При этом привлекал молодежь для того, чтобы они вносили свежую струю. Так, например, придя в Могилевский облисполком, я тогда взял несколько человек из аспирантуры Минского экономического университета. В итоге они стали серьезными управленцами в нашей стране.

Поэтому, повторюсь, считаю, что большой толчок к развитию нашей страны даст именно использование опыта старейшин и целеустремленности молодежи.

Какой характер будут носить решения совета старейшин? Рекомендательный?

Да, рекомендательный. Но, я думаю, что в некоторых вопросах придется проявлять настырность, чтобы рекомендательность где-то превратилась в обязательность.

Например, когда я работал в Совете Республики, было принято изменение в закон о местном управлении и самоуправлении в развитие Европейской конвенции о самоуправлении. Было разрешено местным советам создавать при них ассоциации, которые позволят местной власти проявлять инициативу в изыскании средств для проведения необходимых работ на территории условного сельского совета, районного совета и т.д. Поправки были приняты примерно в 2011-2012 году и с тех пор ни одной такой ассоциации в нашей стране не было создано.

Но ведь это лежит на поверхности. Проявите инициативу, создайте такую ассоциацию вместо того, чтобы говорить, что на что-то не хватает средств. Это же ваша работа!

Как вы считаете раньше, при старой системе, я имею в виду советскую, было проще управлять отраслями? Или все-таки нет?

Я бы не сказал, что наша теперешняя система чем-то серьезно отличается от советской системы управления. По сути, сейчас нет только госплана, хотя, в принципе, те же функции сейчас выполняет министерство экономики. А все остальное до сих пор есть. 

Другое дело, что, по-моему, мы в некоторой степени далеко зашли, в погоне за экономией бюджетных средств. Особенно, в плане сокращения управленческого аппарата. 

Часто его сокращая, мы не даем ведомствам выполнять возложенные на него функции.

Например, возьмем министерство жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас там работают 30 человек. Как с таким штатным расписанием можно выполнять возложенные на МинЖКХ задачи?

Поэтому, я считаю, что нам надо пересмотреть не только саму структуру управления экономикой страны, но и состав, а также качественное наполнение.

А также нужно по максимуму переходить на помощь бизнеса, чтобы он забирал некоторые направления деятельности.

А Бюрократии сейчас стало больше, чем тогда или меньше?

Хотя мы декларируем, что ее стало меньше, я считаю, что ничего не изменилось. Теперь много общаясь с людьми, могу сказать, что те же проектные работы, прохождение экспертизы, согласование и утверждение проекта, - все это в настоящее время еще более забюрократизировано, чем было раньше. И с этим всем надо разбираться.

На ваш взгляд, чиновники стали более квалифицированными? Или раньше подготовка была сильнее?

На мой субъективный взгляд, уровень председателей городских и районных исполкомов стал ниже, чем был ранее. А вот уровень облисполкомов, зампредов облисполкомов - он такой же. Хотя, наверное, тоже все-таки ниже, чем был раньше.

Я понимаю в настоящее время руководство нашей страны. Многие принимаемые правильные решения они, нельзя сказать, что умышленно бойкотируются, но не исполняются по различным причинам. И в большинстве своем из-за низкой квалификации кадров, руководящих на местах.