Мы встречаемся с послом Германии в Беларуси Манфредом Хутерером в резиденции утром. Оказалось, для нас накрыт настоящий баварский завтрак: белые колбаски, соленые огурчики, брецели, баварская горчица и … пиво! Манфред родом из Регенсбурга, это старинный город в Баварии, недалеко от Мюнхена. Пока мы восхищаемся столом посол критически замечает: "Все выглядит очень теоретически" и - открывает пиво.
Ну что ж - полное погружение!
Смартпресс продолжает "интервью о жизни" с главами дипмиссий, аккредитованными в Беларуси. В этом цикле мы говорим о личном: хобби, привычках, семье, детстве, музыке и книгах. Сегодня это особенно важно - видеть за должностью, за текстом на визитке человека!
Манфред Хутерер: По нашей традиции белые колбаски не должны пережить удара колоколов в полдень. У нас есть два часа, справимся?
Пиво, конечно, пьют на завтрак НЕ в рабочий день, а например, в субботу.
Брецели еще теплые! У вас есть свой повар в посольстве?
К сожалению нет. Я очень завидую французскому посольству - у них блестящий повар. Это так вкусно! Французская и итальянская кухня - это самая великолепная. Зато у нас в посольстве есть свой хлебопек - это супруга одного из сотрудников. Она печет хлеб и булочки для всех работников посольства. Кстати, брецели обязательно делаются с крупнозернистой солью.
Раз уж мы начали с еды и пива - сколько должна держаться пена в бокале?
7 минут. Но вообще, пока не будет выпито. Для баварцев типичным является темное пиво. И, кстати, здесь его можно купить - настоящее немецкое.
Какие белорусские блюда вам нравятся?
Борщ, блины.
Белорусская и немецкая кухни похожи?
Да, у нас есть много похожих блюд из мяса, из картошки. Например - картофельные блины, ваши драники.
Вы работаете дипломатом в очень сложный исторический период. А как вы пришли в профессию?
В юности я участвовал в работе одной католической организации, и работа с молодежью Восточной Европы была одним из направлений молодежной политики. В первый раз я попал в Польшу в 1979 году мне стало интересно, что происходит в Восточной Европе. Я начал изучать русский язык и политические науки.
Откуда вы родом? Что у вас за семья?
Я родился в Регенсбурге - это старинный город, город Римской империи, который основан 2 тысячи лет назад. У Регенсбурга многовековые традиции городского управления, самостоятельности и независимости, которые выковали менталитет местных жителей. И это оказало влияние на мой собственный менталитет.
В моей семье не было дипломатов или аристократов. Выбор профессии был моим самостоятельным решением.
В резиденции везде белые стены. Это очень характерно для Германии. Там не принято колорировать стены и, тем более, клеить характерные для нас обои
Большое влияние в юности на меня оказали молодежные католические организации, одно время я там проводил больше времени, чем в семье.
Вы были религиозным молодым человеком?
Религия была, разумеется, важна, но в рамках молодежных католических организаций она играла не главную скрипку. Это были светские, нерелигиозные организации.
Мы ходили в походы, путешествовали в зарубежные страны, были объединены общим делом и обсуждали политические вопросы: разоружение, общественную и семейную политику. Сфера наших интересов была гораздо шире, чем только религия.
Где Вы учились?
Три семестра, полтора года, я отучился в университете Регенсбурга, а потом сдал промежуточный экзамен и уехал учиться в Мюнхен - в университет Людвига-Максимилиана, в Институт политических наук брата и сестры Шолль. Это один из самых крупных институтов Германии по политическим наукам, наряду с Берлином и Фрайбургом. Институт носит имя брата и сестры Шолль, которые боролись против Гитлера и заплатили за это своей жизнью. Там я изучал политические науки, историю Восточной Европы и международное право. По линии обмена студентами и исследователями я получил стипендию Германской службы академических обменов на один год с октября 1986 года провёл один учебный год в Ленинграде.
Это был один из самых интересных периодов в моей жизни. В нашей немецкой группе были разные студенты: слависты, математик, композитор - не только политологи и экономисты.
Вы жили в общежитии?
Да.
Что на Вас произвело самое большое впечатление?
Специфические бытовые условия (смеется). Кухня и душ общие на этаже. В общежитии жили разные советские и зарубежные студенты. Там я встретил человека, который стал моим лучшим другом. Он потом уехал в Германию, женился на немке, потом на француженке. К сожалению, он умер несколько лет назад во Франции.
Это было особенное время. Мы общались с такими рок-музыкантами, как Сергей Курехин и Борис Гребенщиков, с художниками как Тимур Новиков. Музыканты играли концерты. Тогда снимался фильм "Асса". Я знал и главного исполнителя - Сергея Бугаева "Африка". Это была одна тусовка, такая музыкальная и полная творческих идей. Возле Аничкова Моста было знаменитое кафе "Сайгон". А на улице Рубинштейна был первый советский рок-клуб.
В это время общение советских граждан с иностранцами иногда было не так легко. Поэтому, когда меня пригласили в этот рок-клуб, меня представляли как "наш друг из Эстонии". В том числе потому, что считалось, что эстонцы говорили по-русски с акцентом и ошибками (смеется).
Как вы познакомились с супругой?
В русском театре в Бонне. Там показывали "Мертвые души" Гоголя. Мой русский друг меня сопровождал и у нас не хватало билета. Там стояли девушки и я у них спросил: "Нет ли лишнего билетика"? И я тогда заменил одну из них - и во время антракта я заговорил с ней. Это была Андреа.
Она как оказалась в русском театре?
Она училась на славистике - польскому и русскому языку. Восточная Европа – наш общий интерес. У нас сын Николас 15 лет. Жена с сыном жили здесь в Минске, сын ходил в международную школу. Ему очень здесь нравилось, очень нравился Минск. Он занимается спортом, бадминтоном, и даже участвовал в официальных турнирах. Они уехали в Берлин, так как ему надо уже выбирать специализацию в старших классах. Это необходимо для дальнейшего образования. Он выбрал английский язык и политические науки.
Фото из личного архива, Москва, 1990-е
Однажды мы поехали с моей тогда еще будущей женой в Китай. Это был интересный опыт - путешествие по Китаю без знания языка. Тогда мы поняли, что мы отличная команда. Скорее я понял (смеется) - моя жена, как лидер все организовала.
Супруга сейчас работает?
Да, она работает редактором в журнале "Восточная Европа". Хотя сейчас сама важная работа - заботиться о сыне. Еще у меня есть взрослая дочь.
А питомцев нет?
Я всегда хотел собаку. Сейчас, когда я остался один, собака была бы очень кстати. Для любой собаки здесь будет рай - идеальная территория.
Первая страна куда Вы поехали как дипломат?
Россия. Это был 1993 год. Когда я учился, я узнал страну на базовом уровне, а когда я попал в качестве дипломата, я познакомился совсем с другой стороны. И эти две стороны очень дополняли друг друга.
Какие знакомства для Вас стали значимыми?
Однажды я познакомился с молодым художником – Пашей Морозовым. Он был очень талантливый, но стеснялся выставлять свои работы. Не умел себя продавать. И мы устроили его выставку в посольстве.
Работа Павла Морозова, которая путешествует с Манфредом Хутерером по миру
Несколько его картин есть у меня дома в Германии. А одна работа - первая, которую я купил, всегда со мной. Она побывала в Пекине, Вашингтоне, Варшаве, Москве. Что вы думаете, что на ней изображено?
Мы видим букет, красные розы, слегка опадающие и фигуру женщины, которая стоит напротив окна
Мы купили здесь несколько картин здесь. Например, пейзажи Натальи Мазуровой. Картины в доме очень важны. Это же отражение нашей души.
Мы замечаем еще одну работу, отличающуюся по стилистике от остальных - портрет человека в смокинге с немного стертым лицом.
Манфред: Этот портрет написал один из моих приятелей, художник, перед тем как я уехал в Китай. Он потребовал, чтобы я надел смокинг. Я ее взял с собой в Китай и наша домработница решила протереть его тряпкой и смыла мне лицо (разводит руками). Мы пытались восстановить, но не очень вышло…
У вас стоит рояль. Вы играете?
Когда я жил в России, я купил рояль и начал играть. Но очень скоро узнал, что у меня нет таланта. Поэтому теперь я люблю, когда на нем играют другие. Люблю играть на гитаре. Но и в этом я не очень силен.
Как Вы любите отдыхать?
Летом я очень много езжу на велосипеде. Люблю ездить по городу - от одного кафе к другому. Минск - очень хороший для велосипедистов город. Есть и веломаршруты, но главное - можно ездить по тротуарам.
Я люблю слушать музыку, старинные инструменты, лютневую музыку. Люблю читать биографии. К примеру, Джон Льюис Гэддис написал биографию Джорджа Ф. Кеннана. Это историческая личность, он был послом в Москве. Я следил за его карьерой. Для меня это образец дипломата - одновременно и дипломат и ученый.
Я очень люблю путешествовать, узнавать страну не как дипломат, а как обычный человек.
Где вы успели побывать в Беларуси?
Конечно, я побывал в самых известных местах белорусской истории, например, Мир, Несвиж и Полоцк. Эти места показывают, насколько глубокие у Беларуси корни как у европейской страны. Везде, на культурном и ментальном уровне, очень чувствуется что это страна в центре Европы. Мне кажется, менталитет обычного белоруса в принципе не сильно отличается от немецкого менталитета.
Мы живем на одном европейском континенте и это не банальность, это очень важно. К сожалению, наши политические германо-белорусские отношения в настоящее время находятся в очень плохом состоянии.
То, что сейчас происходит - это трагедия. И надо сделать все, чтобы это преодолеть. Я очень надеюсь, что война России против Украины, защищающей в соответствии с международным правом свой суверенитет и свою территориальную целостность, скоро закончится. Россия её начала, Россия должна её прекратить.
Как немецкий и европейский дипломат в Беларуси я сейчас в очень сложной ситуации. Западные дипломаты считаются представителями "недружественных стран" - в Беларуси уже практически отсутствуют такие немецкие организации как институт Гете, Германская служба академических обменов, нет немецких преподавателей. Некоторые из наших белорусских партнёров находятся в заключении или вынуждены были покинуть страну, хотя, по моему мнению, они не сделали ничего плохого. Федеральное правительство Германии и ЕС ожидает их освобождения.
При этом потенциал отношений между Беларусью и ЕС очень большой. Новый железный занавес никому не принёс бы пользы.
Главные качества дипломата
Дипломат должен быть человеком, который интересуется не только политикой. Он должен интересоваться литературой, искусством, музыкой - это те сферы, где люди встречаются и общаются.. Дипломат всегда по мере возможности должен стараться выстраивать мосты.
"Сегодня быть дипломатом - очень сложная задача. Очень сложно что-то выиграть, но можно очень быстро все проиграть".
Беседовала Юлия Кочубей
Фото Елизаветы Добрицкой