15:45
23.12.2020
ПО "Белоруснефть" в 2021 году планирует установить порядка 150 новых зарядных станций для электромобилей, делая ставку на пулы быстрых станций. В планах также пилотный проект по нескольким супербыстрым станциям мощностью до 350 кВт, рассказал в интервью Смартпресс начальник управления перспективных энергетических технологий объединения Алексей Никитенко.
На сегодня в сети "Белоруснефти" Malanka более 400 станций, до конца года будет завершена пусконаладка еще нескольких. "На следующий год планируется еще более 150 – как в Минске, так и в регионах, в том числе на главных магистралях страны", - рассказал собеседник Смартпресс.
Помимо того, в настоящее время совместно с ПРООН прорабатывается пилотный проект по развитию сети супербыстрых зарядных комплексов. Предполагается, что комплекс из двух таких ЭЗС появится на улице Уборевича. Место расположения выбрано таким образом, чтобы закрыть как городские, так и транзитные потоки. Кроме того, на станциях в перспективе можно будет заряжать и грузовые электромобили до 10 тонн.
Электромобили – это новая реальность
Сегодня в Беларуси насчитывается уже около 1,6 тыс. электромобилей. И в ближайшие годы их число в стране будет заметно расти, считает представитель "Белоруснефти". Так, за время действия нулевой ставки ввозного НДС с 15 июня 2020 года, то есть за 6 месяцев в страну было ввезено в 4 раза больше электромобилей, чем за все предыдущее время.
"Это вопрос даже не наших ожиданий, это мировое развитие. Как к нам пришли мобильные телефоны, например. Они просто появились в нашей жизни, и мы поняли, что по-другому уже не будет. Потому что это лучше и прогрессивнее. Так же будет и с электромобилями", - отметил Никитенко, обратив внимание, что все мировые автопроизводители – Volkswagen, Mercedes, BMW, Volvo, Honda уже заявили о том, что прекращают вкладывать инвестиции в выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
При этом он полагает, что в Беларуси в текущих условиях драйвером станут бюджетные марки электромобилей. Например, Dacia Spring, стоимость которой заявлена в 12 тыс. евро.
Никитенко рассказал, что пока "Белоруснефть" делает упор на станции мощностью от 50 кВт (они дают 35 км за 7 минут), как наиболее оптимальные с точки зрения их стоимости и качества предоставляемых услуг. К тому же именно на такую мощность рассчитаны наиболее распространенные в стране электромобилей.
"Сейчас нет смысла массово ставить станции 120 кВт, так как 80% машин просто не смогут принять эту мощность. Например, чтобы Tesla смогла заряжаться на таких станциях, то у нее должен быть наш региональный разъем CCS2, ведь при зарядке с соответствующим переходником на ChadeMo мощность будет ограничиваться 50 кВт", - заметил эксперт.
Как рассказал Никитенко, концепция развития сети ЭЗС "Белоруснефти" строится исходя из того, чтобы обеспечить комфорт водителям, исходя их опыта западных стран.
"Мы размещаем пулы быстрых станций возле торговых и развлекательных центров, ресторанов быстрого питания. Там, где водитель проводит как минимум 20 минут. За это время, пока он занимается своими делами, автомобиль получает заряд достаточный для того, чтобы ездить несколько дней, а то и недель, в зависимости от графика передвижения", - отметил он.
При этом некоторые поправки в расположение станций вносит и имеющаяся сетевая инфраструктура. "Не везде сети реконструированы так, как нам бы хотелось. Иногда у нас просто нет физических условий подключения: кабель не рассчитан на такую мощность", - пояснил Никитенко.
"Мы не монополисты"
С 1 января 2021 года зарядка электромобилей на станциях Malanka станет платной: 1 кВт электроэнергии на быстрых зарядках обойдется в 39 копеек, на медленных - в 29 копеек. Что касается критики на тему высоких тарифов в сети ЭЗС, в "Белоруснефти", Никитенко заметил: "Стоимость электроэнергии на станциях Malanka будет самой дешевой в Европе. По нашим тарифам стоимость зарядки на 100 км по летнему расходу обойдется в Br6-8, зимнему - Br10. В Украине, например, это соответственно будет эквивалентно Br12-15, в Литве, Латвии, Эстонии – Br15-17. Напомню, что у нас - Br6"
"Можно говорить, что и это дорого. Но не стоит забывать, что тариф, который выставляет "Белэнерго" составляет сейчас 15 копеек. Добавьте к этому стоимость зарядных станций, их амортизацию, программное обеспечение, налоги, обслуживание… Это все затраты. И если бы мы подходили с точки зрения затратного подхода, то тариф был бы намного выше. Сейчас же он во многом стимулирующий", - отметил собеседник.
Представитель "Белоруснефти" также подчеркнул, что они не являются монополистами на рынке ЭЗС. "Монополию на розетки никто не может наложить. Они есть у всех. И у автомобилиста всегда будет возможность, если ему что-то не понравится, выбрать просто зарядку дома от розетки", - заметил Никитенко. "Более того, каждый сегодня может поставить зарядную станцию, и заниматься ее коммерческим ее использованием. Но как мы видим, в настоящее время участников этого процесса не так много. Сегодня рынок еще не сформирован, а затраты нужно понести достаточно существенные", - резюмировал Никитенко.
На сегодня в сети "Белоруснефти" Malanka более 400 станций, до конца года будет завершена пусконаладка еще нескольких. "На следующий год планируется еще более 150 – как в Минске, так и в регионах, в том числе на главных магистралях страны", - рассказал собеседник Смартпресс.
Помимо того, в настоящее время совместно с ПРООН прорабатывается пилотный проект по развитию сети супербыстрых зарядных комплексов. Предполагается, что комплекс из двух таких ЭЗС появится на улице Уборевича. Место расположения выбрано таким образом, чтобы закрыть как городские, так и транзитные потоки. Кроме того, на станциях в перспективе можно будет заряжать и грузовые электромобили до 10 тонн.
Электромобили – это новая реальность
Сегодня в Беларуси насчитывается уже около 1,6 тыс. электромобилей. И в ближайшие годы их число в стране будет заметно расти, считает представитель "Белоруснефти". Так, за время действия нулевой ставки ввозного НДС с 15 июня 2020 года, то есть за 6 месяцев в страну было ввезено в 4 раза больше электромобилей, чем за все предыдущее время.
"Это вопрос даже не наших ожиданий, это мировое развитие. Как к нам пришли мобильные телефоны, например. Они просто появились в нашей жизни, и мы поняли, что по-другому уже не будет. Потому что это лучше и прогрессивнее. Так же будет и с электромобилями", - отметил Никитенко, обратив внимание, что все мировые автопроизводители – Volkswagen, Mercedes, BMW, Volvo, Honda уже заявили о том, что прекращают вкладывать инвестиции в выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
При этом он полагает, что в Беларуси в текущих условиях драйвером станут бюджетные марки электромобилей. Например, Dacia Spring, стоимость которой заявлена в 12 тыс. евро.
"Так что наша задача сейчас как национального оператора, прежде всего – это дать толчок для развития ЭЗС, чтобы люди понимали, что на электромобили можно пересаживаться", - заметил собеседник.
Концепция развития сетиНикитенко рассказал, что пока "Белоруснефть" делает упор на станции мощностью от 50 кВт (они дают 35 км за 7 минут), как наиболее оптимальные с точки зрения их стоимости и качества предоставляемых услуг. К тому же именно на такую мощность рассчитаны наиболее распространенные в стране электромобилей.
"Сейчас нет смысла массово ставить станции 120 кВт, так как 80% машин просто не смогут принять эту мощность. Например, чтобы Tesla смогла заряжаться на таких станциях, то у нее должен быть наш региональный разъем CCS2, ведь при зарядке с соответствующим переходником на ChadeMo мощность будет ограничиваться 50 кВт", - заметил эксперт.
Как рассказал Никитенко, концепция развития сети ЭЗС "Белоруснефти" строится исходя из того, чтобы обеспечить комфорт водителям, исходя их опыта западных стран.
"Мы размещаем пулы быстрых станций возле торговых и развлекательных центров, ресторанов быстрого питания. Там, где водитель проводит как минимум 20 минут. За это время, пока он занимается своими делами, автомобиль получает заряд достаточный для того, чтобы ездить несколько дней, а то и недель, в зависимости от графика передвижения", - отметил он.
При этом некоторые поправки в расположение станций вносит и имеющаяся сетевая инфраструктура. "Не везде сети реконструированы так, как нам бы хотелось. Иногда у нас просто нет физических условий подключения: кабель не рассчитан на такую мощность", - пояснил Никитенко.
"Мы не монополисты"
С 1 января 2021 года зарядка электромобилей на станциях Malanka станет платной: 1 кВт электроэнергии на быстрых зарядках обойдется в 39 копеек, на медленных - в 29 копеек. Что касается критики на тему высоких тарифов в сети ЭЗС, в "Белоруснефти", Никитенко заметил: "Стоимость электроэнергии на станциях Malanka будет самой дешевой в Европе. По нашим тарифам стоимость зарядки на 100 км по летнему расходу обойдется в Br6-8, зимнему - Br10. В Украине, например, это соответственно будет эквивалентно Br12-15, в Литве, Латвии, Эстонии – Br15-17. Напомню, что у нас - Br6"
"Можно говорить, что и это дорого. Но не стоит забывать, что тариф, который выставляет "Белэнерго" составляет сейчас 15 копеек. Добавьте к этому стоимость зарядных станций, их амортизацию, программное обеспечение, налоги, обслуживание… Это все затраты. И если бы мы подходили с точки зрения затратного подхода, то тариф был бы намного выше. Сейчас же он во многом стимулирующий", - отметил собеседник.
Представитель "Белоруснефти" также подчеркнул, что они не являются монополистами на рынке ЭЗС. "Монополию на розетки никто не может наложить. Они есть у всех. И у автомобилиста всегда будет возможность, если ему что-то не понравится, выбрать просто зарядку дома от розетки", - заметил Никитенко. "Более того, каждый сегодня может поставить зарядную станцию, и заниматься ее коммерческим ее использованием. Но как мы видим, в настоящее время участников этого процесса не так много. Сегодня рынок еще не сформирован, а затраты нужно понести достаточно существенные", - резюмировал Никитенко.