Трудно ли педагогу зарабатывать на достойную жизнь, какие ловушки спрятаны в системе ЦТ и есть ли будущее у белорусского языка - об этом в нашем интервью с репетитором Евой Гилевич.
Для нашей собеседницы главное - знать, что она на своем месте. Это удается Еве и в работе (недавно девушка сама сдала ЦТ по дисциплинам, которые преподает - и набрала 100 баллов) и в остальных сферах жизни (без оглядки на стереотипы, Ева переехала в деревню, где живет в окружении спасенных животных). Она видит своё “завтра” в Беларуси и уверена, что подрастающее поколение может сделать его прекрасным.
“В ЦТ натыкать наугад можно баллов на 40”
В начале разговора мы с Евой вспоминаем популярный анекдот:
- Что вы скажете при встрече вашим студентам, выпускникам филфака?
- Два латте без сахара, пожалуйста.
Ева говорит: выжить с гуманитарной специализацией в Беларуси реально. А вот чтобы жить хорошо, придется постараться:
- Для этого нужно приложить серьезные усилия, а еще иметь какую-то долю удачи: попасть в нужное время и место с нужным CV.
Но среди моих знакомых гуманитариев, моих однокурсников по МГЛУ такие люди есть. Они занимаются тем, что написано у них в дипломе - и живут достойно во всех смыслах. Не только в материальном, но еще и в плане профессиональной самореализации, пользы, которую они приносят. Для них работа - это не только про зарабатывание денег, но и про ремесло, в котором есть смысл. Для меня тоже.
Несмотря на то, что Ева занимается подготовкой выпускников к ЦТ, она честно признается: чтобы состояться в жизни, зарабатывать и получать моральное удовлетворение от своей работы - диплом совсем не обязателен:
- Мир меняется, и сегодня есть куча альтернативных вариантов самообразования. То, что ты умеешь делать и то, как ты это делаешь, гораздо важнее, чем любая корочка, которая за этим стоит. Или не стоит. Когда ты спец в своей сфере, когда твоя работа - со знаком качества, можно считать диплом не более чем приятным бонусом. Если не сказать фантиком, когда речь идет о гуманитарных специальностях. Насчет других сфер не рискну утверждать. Вряд ли можно строить мосты или ставить людям пломбы после онлайн-курсов (улыбается).
Так Ева рассуждает сейчас, а вот на момент собственного поступления - очень переживала. Тогда максимальный балл не набрала, но закрыла гештальт уже будучи репетитором:
- Благодаря моим ученикам, я выучила всё, что только можно. Сдала английский и белорусский на сотку - и это, конечно, приятно. Но честно скажу: баллы между 90 и 100 - это лотерея. ЦТ - это хорошая форма контроля знаний, но к содержанию и к системе подсчета вопросы есть.
Натыкать наугад - и уже есть эксперименты, подтверждающие это - можно баллов на 40. Хоть динозаврика на бланке рисуй.
При этом высший балл, даже если у тебя исключительно высокий уровень знаний, набрать очень трудно. По новой системе подсчета за одну ошибку, в зависимости от задания, могут снимать до 4 баллов. Не слишком справедливо получается.
“Школа готовит к выпуску, но не готовит к поступлению”
Получится ли более удачным новый формат централизованного экзамена? Ева говорит, что надо посмотреть, как это будет работать на практике:
– Смысл совмещенного экзамена, безусловно, есть. Как минимум, чтобы уменьшить нагрузку на учеников. Во многих развитых странах - например, в той же Великобритании - экзамены сдают в школе, а результаты рассылаются по университетам. То есть, сразу и вопрос выпуска из школы закрыли, и вопрос поступления. Не нужно переживать стресс дважды.
Но как это будет в наших реалиях - вопрос. Пока что школьный экзамен и ЦТ - это параллельные реальности. Школа готовит к выпуску, но не готовит к поступлению.
Министерство образования любит периодически журить репетиторов за то, что мы “наживаемся на детях и родителях” вместо того, чтобы идти работать в школу.
Но тут есть противоречие: дети приходят к нам именно потому, что в школе они не получают соответствующей подготовки. И пока система такая, какая она есть, мы, репетиторы, без работы не останемся.
При этом Ева подчеркивает: у Министерства образования, учителей и репетиторов одна и та же цель. Почему же не получается договориться?
- Министерство, главным образом, занимается контролем знаний, но не погружается в процесс, который этому предшествует - обучение. Это нормально, но можно было бы попробовать организовать круглый стол с преподавателями, репетиторами, родителями. Я уверена, все хотят только позитивных изменений - ведь у каждого растут дети. Но пока диалога нет. Надеюсь, мы все-таки к нему придем.
Сама Ева со школьными учителями диалог сохраняет. И признается, что вернуться в школу ей не хотелось бы:
- Двух лет мне хватило, чтобы понять, что это не мой формат. Но я знаю людей, которым моральный долг не позволяет уволиться. Им очень нравится работать с детьми. Но чтобы жить так, как хочется, приходится подрабатывать. Наверное, так в любой сфере. Но хотелось бы, чтоб у преподавателей не болела голова о том, где взять деньги.
Мне всегда больно за людей, которые чувствуют, что школа - это их призвание, но из-за материальных обстоятельств они вынуждены бросать все и заниматься, по большому счету, какой-то ерундой. Чем-то точно менее значимым, чем обучение детей.
Ведь это титанический, очень энергозатратный труд. И если люди, выкладываясь на все 100, не получают отдачи - они просто выгорают.
Ева предполагает, что это может быть одной из причин агрессии, которую учителя периодически проявляют к учащимся. Вместе с тем, по мнению девушки, это не оправдание:
- Я всегда стараюсь примерить ситуацию на себя. Допустим, я тружусь в режиме дикой загрузки 24/7, выгорела капитально, но по каким-то причинам поменять работу не могу. Очень тяжело, да. Но я все равно не могу себе представить, что начну кричать на ученика или размахивать стулом.
А если кто-то может - наверное, работать в этой сфере все-таки не стоит.
При этом я не склонна обвинять только учителей, а всех детей - оправдывать. Есть персонажи, которые уверены в своей вседозволенности. И педагог для них - это обслуживающий персонал, который априори обязан и во всем виноват.
“Мои ученики ставят цели и строят планы, связанные с Беларусью”
При этом Ева подчеркивает: речь идет о конкретных детях, которые не могут и не хотят включаться в учебный процесс. А в целом - поколение подрастает прекрасное:
- Мне эти ребята очень нравятся, меня радует их отношение к жизни. Оно далеко не такое потребительское, как может показаться со стороны. Сегодняшних подростков точно волнуют не только айфоны. У них есть свои идеи, желания, цели.
К специфическим “фишкам” прошлого они относятся со здоровой долей скепсиса и юмора. Если мы расстраиваемся, они - фильтруют реальность, иронизируют над ней.
Да, есть какой-то момент “зашуганности”: поначалу на занятиях стоит гробовая тишина. По принципу: я вас не трогаю, и вы меня не трогайте. Но потом всё меняется, потому что дети гибкие и адаптивные.
А еще меня очень греет, что они собираются поступать в белорусские ВУЗы. И видят свое будущее в этой стране. Какие-то негативные моменты они воспринимают не как повод для нытья, а как возможность что-то улучшить, доработать. Они воспринимают жизнь здесь такой, какая она есть - со всеми ее обстоятельствами. И отталкиваясь от них, все равно ставят цели и строят планы, связанные с Беларусью.
Сама Ева тоже не рассматривала возможность отъезда. Наоборот - обросла таким хозяйством (чего только три лошади стоят!), которое крепко привязывает к земле:
- Я знаю, что я на своем месте. Так зачем же мне уезжать? Наоборот. Я остаюсь и делаю все возможное для страны, в которой живу.
Ну, а чужая оценка моих достижений, моей личности меня волнует мало. Вот, некоторые из моих соседей по деревне меня побаиваются и считают, что раз я одна с животными живу, значит - ведьма (улыбается).
Конечно, как и у каждого человека, есть страх, что мое репетиторство в новой реальности окажется никому не нужным. Но если мы придем к нормальной, спокойной жизни, то без работы я точно не останусь. Я ведь не только к ЦТ готовлю, я преподаю и хорошо владею языками. Закроется одна ниша - буду пробовать себя в смежной.
Тем более, мой опыт работы со взрослыми учениками доказывает, что освоить что-то принципиально новое в возрасте 30+, например, новый для тебя язык - совершенно реально. Главное, чтобы человек нашел на это время и смог отключиться от десятка обязанностей - моральных и бытовых. Тогда всё получится, потому что осознанности и мотивации даже больше, чем в 17 лет.
В зрелом возрасте можно выучить язык с нуля, в том числе - белорусский. Но нужно ли - в практическом смысле этого слова? У Евы есть оптимистичный взгляд на ситуацию:
- Не всё зависит от нашего желания, есть обстоятельства, на которые мы не влияем. Но я вижу позитивный сценарий для белорусского самосознания и языка. И работаю в этом направлении: учу детей и взрослых.
Думаю, если каждый сделает маленький шаг, поверив в его значимость - у белорусского языка будет будущее. Вокруг меня много людей, которые этот шаг сделали: начали разговаривать, пусть и с ошибками пока, читать на белорусском, подтягивать свой словарный запас, подписываться на белорусскоязычных блогеров. Так это и работает! Язык, чтобы он был живым, должен быть не только в учебнике и в ЦТ. Он должен стать частью нашего сознания и повседневной жизни.
***
Читайте нас в Viber и Telegram