Почему творческие люди часто становятся в оппозицию к действующей власти, когда мы перестанем нуждаться в "начальнике-тиране" и почему некоторые песни не теряют актуальности. Об этом в интервью Смартпресс рассказал музыкант, лидер рок-группы "Машина времени" Андрей Макаревич.

DSC09992.JPG

Своим бунтарским творчеством во времена СССР, Вы обращали внимание общества на его тогдашние пороки. Прошло несколько десятилетий, но слова Ваших песен не потеряли актуальности. Почему? Общество не развивалось? Люди не стали лучше?..

Во-первых, я никогда не считал главной целью своего творчества какое-то бунтарство. Упаси Господь! Просто говорил о том, что считал важным. Стали ли люди лучше? 

Люди лучше не становятся. Обстоятельства вокруг меняются. А люди - вещь достаточно константная. 

Такое же количество порядочных людей, такое же количество говнюков. Соотношение между ними, увы, не меняется. Это еще Булгаков заметил. 

А по поводу того, что какие-то песни спустя десятилетия вновь становятся актуальными - как автору это приятно, а как гражданину - совсем нет, потому что это значит, что мы ходим кругами. Вот это печально. 

Ходим кругами или стоим на месте? 

Нет, мы ходим кругами. 

То есть Вы хотите сказать, что "У дверей заведенья" вот-вот снова станет актуальным? 

(Смеется). Нет, вряд ли. Это уже мелкобытовая история. 

Политические системы почти всех стран СНГ по существу мало чем отличаются от советской модели управления. Иные формы ментально для нас невозможны? 

Я думаю, все возможно. Мы прожили все-таки достаточно большой срок в Советском Союзе. Но я подозреваю, что  в генах наших все это сидит гораздо глубже и село это туда гораздо раньше - не сто и не двести лет назад.

Этот элемент рабства, эта потребность в твердой руке, в начальнике-тиране, который наконец-то порядок наведет, а нас дураков построит… И все будет хорошо… Это пока еще не высохло. 

Оно высохнет, нужно время. Искусственно ускорить, как показывает практика, не получается. Вот попробовал Михал Сергеевич (Михаил Горбачев, инициировавший в 1985 так называемое "ускорение и перестройку", ставшие катализаторами развала СССР - Смартпресс)  - не вышло, потому что сидит эта штука в нас глубоко. 

Вы считаете, надо пробовать. Или лучше ждать, пока оно само дозреет? 

Нет, обязательно надо пробовать, потому что Горбачев тогда сильно приблизил и ускорил эти процессы. 

Известно множество исторических фактов, когда тоталитарные режимы давали всплески развитию искусств. В большинстве случаев, правда, лишь монументальному... Однако были и исключения. Взлет Вашей популярности произошёл также в советский период. Как Вам кажется, таланту нужны трудности? Ему легче пробиться в условиях западной демократии или в наших?

Если вы думаете, что советская власть дала мне благодатную почву для творчества, вы сильно ошибаетесь. Я это отношу на счет вашей молодости. Начнем с того, что я не очень понимаю, что такое "пробиваться". Ибо никогда такой задачи мы перед собой не ставили. Ставили задачу просто делать что-то, за что не стыдно. 

Искусственное "пробивание" не добавляет ценности того, что ты сделал. 

По поводу тоталитарных режимов. Тоталитарный режим как правило выбирает себе одного, иногда двух, но чаще одного - государственного художника, одного государственного писателя, одного государственного композитора. Они, во-первых, несут какую-то ответственность за других художников-композиторов-писателей, а во-вторых, создают культуру тоталитарного режима. И хорошо, если тоталитарному режиму хватило вкуса выбрать человека не бездарного. Такое бывало. Но я не считаю, что тоталитарный режим может дать толчок развитию искусства. Потому что искусство свободно изначально. Искусство не терпит, когда им управляют и когда его к чему то призывают. Призывать может только Всевышний. 

А не заснет художник, когда вокруг все тихо и комфортно? 

А где это тихо и спокойно? Ну-ка назовите мне! В Беларуси сейчас тихо-комфортно, в Америке, может? В Африке? Всегда и везде есть свои проблемы. Это во-первых. А во-вторых, сводить искусство к решению каких-то бытовых или даже государственных проблем - это значит сильно его принижать.

Искусство соединяет божественное с человеческим. Какие бытовые проблемы?!

Когда случается Возрождение? Когда появляется богатый класс, которому денег девать некуда и он хочет прекрасного и приглашает всех лучших художников. И тут же появляется и Микеланджело,   и Леонардо,  и Рафаэль. И неизвестно, узнали бы мы о Леонардо, если бы он жил в эпоху тотальной нищеты. Но все эти великие не потому возникли, что появился богатый класс. Мы о них потому узнали. 

Творческие люди часто  становятся противниками действующих политических режимов. Примеров немало: Василь Быков в Беларуси, Вы в России…

Во-первых, потому что режимы порождают несвободу. Я с трудом себе представляю настоящего художника, который любит несвободу. Творчество невозможно вне внутренней свободы, а внутренняя свобода требует свободы всей остальной. Если она входит в конфликт с той свободой, которая за окном, или несвободой… 

И еще, чем власть более тоталитарная, тем больше недоверия она испытывает к художнику. Потому что с ним же договориться невозможно!  

Причиной общественно-политического противостояния в Беларуси президент страны Александр Лукашенко назвал спор поколений…

Я думаю, что здесь дело не в споре поколений, а в споре людей порядочных и непорядочных. 

Не должен человек на выборной должности обманывать тех, кто его выбирает. И дело не в поколении, а в том, как ты к этому относишься. 

Если ты к этому относишься: да и ладно, всегда так было, лишь бы не было войны - это одна жизненная позиция. А если ты относишься: какого ... меня обманывают??? - это другая жизненная позиция. Я нахожусь на второй. И возраст тут не причем. 

Чем закончится конфликт в Беларуси? Как Москва к этому относится?

Конфликт закончится… Это вопрос времени. Но красиво уйти уже не получится.  
Что касается Москвы, я думаю, из России очень хорошо видят, что власть тут  делает и какие последствия у этого могут быть в дальнейшем. Я не думаю, что все идиоты. 

Ваши предки родом из Беларуси. Не хотите ли вернуться "к истокам"?

То есть поехать на хутор Малеч (Брестская область - Смартпресс). Я там бывал несколько лет назад. Там действительно потрясающая природа. Более того, там еще остались мои дальние родственники - там довольно много Макаревичей живет. Я бы с удовольствием приехал туда на какое то время. Но работать я бы там не смог. 

А вы поддерживаете отношения с белорусскими музыкантами, художниками? 

У меня не очень много знакомых среди белорусских музыкантов. Вот Вову Цеслера очень люблю. Если у вас будет возможность лишний раз передать ему привет - передайте пожалуйста. (Владимир Цеслер - знаменитый белорусский художник и дизайнер, в августе 2020 года уехал из Беларуси, в настоящее время живет на Кипре - Смартпресс). 

Смотрю и удивляюсь, насколько мало предсказуем и много разнообразен мир в котором мы живем.