“Это не носибельно!” - так говорят почти все, кто видит работы Янжа Недвецкого. Но они не знают, что работы Янжа есть в гардеробе Леди Гаги, Джонни Деппа, Моники Беллуччи, Патрисии Каас, Мирей Матье, Дженнифер Лопес… О том, как мальчугану с образованием в 9 классов стать востребованным творцом у мировых звёзд и сколько на этом можно заработать, Янж рассказал в интервью Смартпресс.
Янж жил в Москве и Европе, ездил в США перенимать опыт и делиться им. Сейчас осел в Беларуси, зимой работает в Минске, на лето переезжает в родные Кухчицы под Клецк. Пока трудится для голливудских знаменитостей - уже два года создает куртку для Дженнифер Лопес - выставляет на продажу в онлайн-галереи собственные картины, схожие с обувью по цене и стилю: золоченые рамы, наслоение деталей, оттенков.
Бомжи как эталон
- Для меня самые колоритные люди – бомжи. Особенно американские. Раньше в Америке любил обращать на них внимание. Они самые свободные люди, не парятся, что о них думают. Им пофиг, как они выглядят. Поэтому они яркие и броские. Свобода есть не у многих, именно она освобождает от условностей моды и стиля. Наш социум – часто шаблон.
И в тюрьме можно быть ярким
- Да, у меня была судимость. Это туманная история с наркотиками в конце 1990-х, я числился там то ли свидетелем, то ли еще кем. Мне было 18, по сути, ребенок. Оказался в плохой компании, как и многие в то непростое время. Все мы тогда на улицах росли. Но мне везде было вольготно, в том числе в тюрьме. Я и там себе шмотки разрисовывал: майки, шапки. Понятно, стресс, были и темные пятна в этом сюжете. Тюрьма - не санаторий. Главное - вовремя абстрагироваться и зашториться.
С чувством вкуса у белорусских мастеров беда
В последние годы у нас появились и дизайнерский Млын, и Модный маркет, где белорусские дизайнеры продают свои творения.
- Моя жена делала тарелки из эпоксидной смолы, часы, посуду. В соотношении “цена-затраты” на этих площадках мастера зарабатывают по 10-15 рублей за единицу со своего искусства. За то, что расписывают, заливают, а потом это сутки сохнет. У нас до сих пор никто особо не хочет платить дизайнерам. Но и сами авторы порой ведут себя неправильно. Могут сутками творить, а потом бахнуть сбоку копеечную булавку или бусину с Алиэкспресса, все испортив. С фурнитурой и чувством вкуса у белорусских мастеров часто беда.
Звездные клиенты
- Со звездами не все так просто. Между нами работает большая армия специалистов, каждый отвечает за свой кусок. Личные контакты обычно отсутствуют. Например, Джей Ло высылали для примерки обычные кеды, конверсы, на их основе я создавал свою обувь. Других примерок там быть не может.
Для Леди Гага брал за основу туфли Лагерфельда. Мне нет смысла создавать фундамент. Это могут быть любые кеды, туфли. Все остальное делаю сам. Поэтому примерки упраздняются.
Туфли Леди Гага
Материал для звездной обуви Янж собирает отовсюду: стеклянные аксессуары заказывает у дизайнеров по стеклу, ювелирку - у московских специалистов, кожу - у итальянских производителей. Сам отливает бусины из алюминия, из перьев создает многоуровневые конструкции, воск и сургуч покупает в магазинах.
Янж вручает сумочку Мирей Матье
Не лучшее время
Янж признается, что сейчас время для мира моды не самое благоприятное. Из-за пандемии многие ушли на удаленку, перешли на байки и кеды. В первый год пандемии дизайнер пристально наблюдал за миром моды, поведением клиентов, слушал своих агентов. В итоге решил, что ситуация во многом раздутая.
- Многие заигрались в коронавирус, им уже лень вылазить из тапок. Тогда и обувь не нужна. И тут скорее психологический момент, нежели экономический. Но многие по-прежнему хотят наряжаться и нравиться, - считает Янж.
В плане финансовых потерь из-за пандемии дизайнеру повезло больше коллег: его творения всегда были штучными, уникальными. Каждую пару обуви Янж создает от нескольких месяцев до года. И может позволить себе поставить цену от 5 до 50 тысяч долларов.
- Мои клиенты - это же не народ, им не нужны компромиссы. Они или хотят что-то единственное и неповторимое, или нет. Хотят или Маккуина, или меня, или Гуччи.
Мастер без диплома
Дизайнер-самоучка, с 9-ю классами образования, никогда не хотел получить диплом. Если в человека изначально не заложены чувство стиля и фантазия, как его этому научить? А если заложены, то для чего учиться? Янж считает это пустой тратой времени, которое можно направить на саморазвитие. Он наводит контакты с нужными людьми, нарабатывает звездных заказчиков.
- Я сам никуда не пробивался, это заслуга моих виртуозных агентов, они получают процент от сделки. Это и есть путь к успеху. И у художников, и у скульпторов есть агенты. К российским было легко пробиться: достаточно было переехать в Москву и потусоваться в нужных кругах. Но первоначально необходимо стать творцом, создавать то, чего не умеют другие.
Фото из личного архива собеседника