Объемы потребления пива в Беларуси втрое меньше, чем в Чехии и Германии, "стоимость градуса" на полке – вдвое больше, чем в крепком алкоголе. Почему пиво переходит в категорию "продукта для богатых", перекосах в структуре потребления и новых точках роста белорусского пивоваренного рынка в интервью Смартпресс рассказал исполнительный директор Союза "Гильдия пивоваров" Владислав Скребцов.
Пивовары уже много лет говорят о необходимости корректировки алкогольной политики в Беларуси, обращая внимание на перекосы в структуре потребления алкоголя в стране. Каков на сегодня расклад?
За последние 10 лет доля потребления крепкого алкоголя в Беларуси практически не изменилась и составляет свыше 50%, пива – порядка 20%.
В то же время по рекомендации экспертов Всемирной организации здравоохранения, "идеальная" структура, которая минимизирует негативные социально-экономические и медицинские последствия потребления населением алкоголя, фактическая обратная: на слабоалкогольные напитки и пиво должно приходиться 50%, вино- 35%, крепкие алкогольные напитки – 15%.
Не усугубит ли увеличение потребления пива уровень алкоголизации населения, который и так, по оценкам ВОЗ, зашкаливает?
Есть такой огульный подход, что виной в алкоголизации считают все напитки, в том числе слабоалкогольные и пиво.
Однако если мы посмотрим на потребление пива в Беларуси, то в сравнении с такими странами, как Чехия и Германия, оно в 3-3,5 раза меньше: около 50 литров в год против 140 литров в Чехии и более 160 литров в Германии.
При потреблении 50 литров говорить о пиве как об источнике всех бед и источнике алкоголизации – наверное, было бы в высшей степени некорректно. Вот когда мы перевалим уровень Чехии и Польши, тогда будет повод задуматься. А пока Беларусь подает дурной пример многим странам по потреблению крепкого алкоголя.
Возможно политической воли изменить ситуацию с потреблением крепкого алкоголя у властей не хватает из-за необходимости поддерживать преимущественно государственную ликеро-водочную отрасль.
Доля государственных предприятий в производстве крепкого алкоголя действительно очень весома. Так исторически сложилось, что на территории Беларуси функционирует большое количество предприятий, производящих спирт и крепкий алкоголь. Возможно, это наследие Советского Союза – тогда Беларусь была военным округом, и техника разных родов войск требовала много спирта. И конечно же, промышленность работала на это в том числе.
Но мы должны говорить о том, что предприятия, которые входят в состав ликеро-водочной отрасли, зачастую градообразующие, и они должны ритмично и прибыльно работать.
При этом я бы обратил внимание на другой момент. Водка, как ни странно, в Беларуси находится в потребительской корзине, и на нее, как влияющую на показатели инфляции, распространяется госрегулирование цен.
Производители крепкого алкоголя и сами были бы рады поднять цены, но увы… Поэтому водка у нас стоит дешево. А наш народ умеет считать. Не нужно брать в руки калькулятор, чтобы понимать, что крепкий алкоголь в настоящий момент пить банально выгоднее. Если мы зайдем в магазин и посмотрим стоимость бутылки водки и бутылки пива 0,5 л на полке, и разделим на количество градусов, то увидим, что градус алкоголя в пиве в 2-2,5 раза дороже, чем в водке. И это ответ на многие вопросы.
Поэтому мы говорим о том, что необходима такая акцизная политика, которая позволила бы, не уменьшая доходы государства, сделать в сфере производства алкоголя налогообложение настолько сбалансированным, чтобы крепкий алкоголь мог перейти в более премиальный сегмент. А пиво вышло бы из категории "напитка для богатых людей". Сейчас, увы, оно находится как раз в этой категории.
Соотношение акциза на пиво и крепкий алкоголь сейчас составляет 1:1,65, в то время как в странах Европы – 1:5. Каким, по вашим оценкам, оно все – таки должно быть в Беларуси?
По моим оценкам это соотношение должно быть в соответствии с рекомендацией ВОЗ - 1:3. Надо поэтапно, в течение нескольких лет, чтобы эти сроки были не очень длительные, переходить к этому.
Но в целом, что касается акцизной политики, мы с большим удовлетворением отмечаем, что в последние два-три года наметился достаточно конструктивный диалог. Но он только наметился.
Может быть, проблему акцизов следует решать уже на уровне ЕАЭС?
Эти вопросы обсуждаются на площадке ЕАЭС. Но в настоящий момент инициативу проявлять нам как стране, у которой акциз не самый высокий, благодаря нашим совместным усилиям с госорганами, было бы не совсем целесообразно.
Унификация акцизов приведет к незамедлительному выравниванию их до российского уровня, а это рост. Мы в этом не заинтересованы.
Государство не готово кардинально менять акцизную политику, но взялось за депозитно-залоговую систему. Ранее проект указа о ДЗС был подготовлен, но все еще не подписан. Удалось ли бизнес-сообществу убедить в нецелесообразности его принятия в этой версии, обкатать на каком-то пилотном проекте?
Насколько я знаю, при разработке проекта указа о ДЗС, были взяты лучшие модели, примененные в странах Балтии. Но пока, к великому сожалению, эти модели в некоторой степени не устроили белорусские власти. Проект этого документа трансформировался несколько раз не без участия бизнеса. И сказать, что мы пришли к консенсусу и общему знаменателю пока еще рано.
Отмечу, что пивоваренный бизнес, как бизнес социально ответственный, выступает за то, чтобы в стране было чисто, чтобы стекольная отрасль и другие имели достаточное количество сырья, и чтобы любой гражданин, приобретая товар в той или иной упаковке, мог вернуть за нее деньги.
В то же время мы исходим из того, что если уж депозитно-залоговой системе в Беларуси быть, она должна быть абсолютно прозрачная для всех участников рынка - по движению денежных потоков, внесению и выплате депозита.
Для нас как пивоваренной отрасли этот вопрос очень важен, так как мы будем непосредственными участниками депозита – так как у нас есть и стекло, и ПЭТ, и жестебанка.
Еще один больной вопрос – рекламное законодательство. Какие-то инициативы в этом плане гильдия выдвигает?
Да, мы активно работаем со всеми причастными госорганами в этом вопросе. Глобальных ухудшений в вопросе рекламы для пива не произошло, что уже хорошо. Вместе с тем, сейчас мы ведем диалог о том, чтобы вывести в отдельную категорию безалкогольное пиво, как это сделано во всех развитых с точки зрения потребления пива странах. Кстати, и акциз на него там установлен нулевой.
Отрадно, что МАРТ нас слышит.
В существующих условиях дальнейший рост рынка пива в Беларуси возможен? И ждать ли его в следующем году?
Я считаю, что рынку есть куда расти, 50 литров потребления на душу населения это не предел. И открытие достаточно неплохими темпами мини-пивоварен в последние годы – яркий тому пример и хороший знак.
Но как мне кажется, государство еще должно серьезно поработать с потенциальными стратегическими инвесторами для того, чтобы привлечь их на те предприятия, которые в этом нуждаются - "Криницу", "Брестское пиво".
Какие-то точки роста, новые ниши и возможности у белорусских пивоваров еще есть? Или это как раз безалкогольное и крафтовое пиво?
Безалкогольное пиво – это требование времени, так как люди становятся более мобильным и динамичным, крафтовое пиво – это скорее дань моде. Мы выступаем за то, чтобы оба эти сегмента развивались. У белорусских пивоваров кстати есть целые линейки крафтового пива, они пользуются спросом и занимают призовые места на дегустационных конкурсах мирового уровня.
Однако у нас все еще в зачаточном состоянии находится такой сегмент как HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес - Смартпресс). Через бары, рестораны, пабы в Беларуси продается всего 4-5% пива. Этот сегмент надо развивать, от этого выиграют все – и государство, и потребитель, и предпринимательский сектор.
Но не надо думать, что в один прекрасный день эта доля вырастет до 20-30%. Для этого должны произойти титанические сдвиги, выработаться привычка у белорусов питаться вне дома, должно появиться много недорогих, но качественных ресторанов, стоимость обеда в которых соотносилась бы с доходами среднего белоруса.
К сожалению, пока общая непростая экономическая ситуация не способствует тому, чтобы наши граждане могли себе позволить поход в бар, паб, ресторан не только по праздникам или значительным случаям, а ежедневно. Пока же рядовой потребитель становится более экономным - даже розничный товарооборот падает. А предприниматели не спешат инвестировать в отрасль общественного питания, так как присутствуют достаточно серьезные риски.