Что лучше - компьютер или холст? Должно ли искусство развлекать публику?  Деньги важнее творчества? Раньше было лучше? Смартпресс поговорил с классиком современной белорусской графики Валерием Слауком.

slauk.jpg

Профессия на обочине

- В Беларуси нашу профессию сейчас, в отличие от советских времен, чаще выбирают девочки. Который год на первом курсе в Академии искусств одни дамы, - рассказывает  Валерий Петрович, поясняя, что независимо от этого процент талантливых людей во все времена примерно одинаков, хоть не у всех потом удачно складывается. - Все меньше хороших заказов. Можно участвовать в выставках, но это игра для честолюбия, не приносящая денег. При “совке” с каждой выставки оформляли госзакупки от министерства культуры, сейчас такого нет. Сейчас поддержка государства идет в основном на “Славянский базар”. А наша профессия будто отодвинута в сторону – как хочешь, так и живи.

Не подумайте, что я ностальгирую, потому как помню и голодные хрущевские времена, я был еще мальчишкой. В поселок привозили хлеб, начиналась давка. Мне повезло - был худым и пронырливым, протискивался между ног, добывая маме с соседками непонятно из чего слепленные буханки. А в давке за этими “кирпичами” люди теряли сознание. Или та же хрущевская кукуруза, нам пели песни, что она - сало. А ведь она тут не росла ни хрена. Вот такое было наше советское счастье.

Приобщиться к искусству или выпендриться?

- Сейчас можно делать что угодно, слава Богу, никто не вмешивается. Главное, чтобы работа была на профессиональном уровне. Хотя, сегодня, скорее, нужна скандальная вещица, которую до этого никто не делал. Мону Лизу Леонардо да Винчи не купишь, а вот ее пиксельный портрет, пропущенный через компьютер – запросто. И к искусству вроде приобщился, и выпендрился.

Но для меня это мыльный пузырь: красиво, но поверхностно. Ревности у меня нет, это как с книгами. Одно время боялись, что книга исчезнет, ее заменят электронные носители. Этого не произошло, и сейчас немало ценителей бумажных книг. Да и с приходом фэнтези классическая литература не исчезла и не стала менее ценной.

Никас Сафронов и чертовщина

Наверняка спрос на картины стал меньше, поскольку мало кто из художников умеет себя продвигать. А брали бы пример с Никаса Сафронова – жили бы богато и знаменито. Пусть и не все приравнивают его творчество к искусству.

slauk-leti.jpg

- Искусство многогранно, это дерево с разными ветвями. Если обрезать все на свой вкус, ничего не останется. Я уважаю всех творческих людей. Никас Сафронов любит позиционировать себя в разных сферах, даже в “Дневном дозоре” снимался, хорошо вписался посреди чертовщины. Мне в этом плане неловко себя проталкивать, к тому же это отнимает время. Я лучше почитаю.

Вдохновение не нужно ждать 

- Что касается вдохновения - его не существует, надо садиться и делать. Вдохновение подтянется. Пушкин ввел в заблуждение, считая, что вдохновение надо ждать. Возможно - поэтическое, а в нашем деле его можно ждать без конца.  

slauk-1.jpg

Надо себя заставлять, но все индивидуально. Люблю аналогию в анекдоте из “Городка”, помните Олейникова и Стоянова? Олигарх, выйдя из “Мерседеса”, вдруг встречает на помойке однокашника-бомжа. Расспрашивает про дела. Бомж, смущаясь, отвечает, что мол, не ел уже несколько дней. Олигарх понимающе гладит себя по пузу: “Так надо себя заставлять, дружок!”

Чужое мнение уже не тревожит

- Содержать мастерскую на пенсию я бы не смог, за зимний месяц - 500 рублей. А это либо пенсия, либо зарплата в Академии искусств. Работы покупают нерегулярно. Чтобы минимизировать затраты по аренде нам отключили горячую воду.

slauk-tcerti.jpg

Несмотря на трудности, для меня сейчас благодатное время, я никому ничего не должен, оставшееся хочу прожить для себя, как хочу сам. Уже не тревожат чужие мнения, не нужно зарабатывать для кого-то. Раньше из-за денежного вопроса усложнялись семейные отношения. Я трижды был женат и все три раза удачно (улыбается). Сейчас довольствуюсь малым, мне комфортно.  

Искусство становится аттракционом? Ну и пусть

- Художник сегодня, как модельер – модным может быть что угодно. Чтобы заострить чувство стиля, надо многое видеть, читать, развивать воображение. Мастерство руки – это одно, но и в голове должно что-то быть.

Нынешние 20-летние сильно отличаются от советской творческой молодежи. Многим нашим студентам нечего выставить, они показывают свои работы в ноутбуке. Педагогов, особенно старой закалки, это раздражает. Я тоже считаю, что как бы классно не изображал компьютер, всегда будет цениться хорошая вещь, сделанная своими руками.

slauk-boy.jpg

Сейчас расплодились мастер-классы по живописи: вот тебе кисти, холст и через два часа ты уже художник с собственной картиной. Искусство становится аттракционом. Ну и пусть, в любом виде для людей - только польза! Сейчас хотят легко и все сразу. Если это помогает расслабиться, лучше себя почувствовать, пережить сложные времена – да ради Бога. 

Баба-Яга вместо принцессы

- Меня упрекали: “Ты чертовщину рисуешь!” Еще в детстве из лоскутков (мама шила на машинке заказы), я мастерил куколок, одевал их в одежки. В школе из пластилина лепил сказочных существ, устраивая за ширмой спектакли. А студентом шил себе на швейной машинке красные рубахи да штаны из вельвета. Денег совсем не было, выкручивался, как мог.

Возможно, мои герои – это и сумма прочитанного. Мама-техничка – жену врага народа никуда больше не брали - мыла полы в школе, а по вечерам приносила домой книжки с прекрасными иллюстрациями, читала мне. 

slauk-koty.jpg

Мне самому мои образы понятны не до конца – что это? Что такое мистика, черт, дьявол, божественное? У нас ведь принято: верь – и все. Возможно, понять это – выше человеческих возможностей. Как муравей не может понять, что такое человек. А ведь мы можем распоряжаться им как угодно: можем залить муравейник - для них это всемирный потоп. Может, и все наши условные “хавьеры” - тоже лишь чье-то развлечение?

Для меня свет и тень – две вещи, которые друг без друга не существуют, между добром и злом очень тонкая грань. Для меня отрицательный персонаж более выпуклый и интересный. Поэтому более захватывающе нарисовать Бабу-Ягу, нежели принцессу.

Когда дело не в деньгах

- Я не считаю себя знаменитым. Всего несколько моих произведений выставлены за рубежом, там я не сильно известен. Мои работы можно найти в минской галерее “Беларт”, можно посмотреть их в моей мастерской, узнав контакты через кафедру графики Академии искусств. Я все тот же Слаук, каким был в начале пути. Мне до сих пор не важно, чего хочет публика, на что у нее спрос, может потому, что для меня дело не в деньгах, с собой ведь много не утащишь. Живи, твори, получай удовольствие – вот главные принципы. А заработки… Как хорошо сказал один американский писатель: “Мне не нравятся деньги, они загибаются по углам”.