Станиславу Шушкевичу 15 декабря исполняется 87 лет. Из них 45 он счастливо женат на своей бывшей студентке Ирине, которая стала его второй супругой. Полвека назад ей, отличнице, Станислав Станиславович поставил четверку. Ирина шутит, что она вышла за него замуж, решив "мстить" всю оставшуюся жизнь.

шушкевич2.jpeg

Как не разрушить брак, чего достаточно для разрыва отношений и как их сохранить в непростые времена первый руководитель независимой Беларуси рассказал в интервью Смартпресс.

Станислав Станиславович не настроен на романтические беседы. Не редок день, когда от ковида умирает кто-то из родных и близких, да и здоровье на девятом десятке не располагает к сюсюканию.

— Вы не думайте, что я хандрю, я бодрюсь, как могу. Кстати, мы с женой хоть и в самоизоляции, но я двигаюсь. У меня "ходка" — свой извилистый маршрут: 40 метров по квартире. Раньше нахаживал за день три километра, сейчас, правда, меньше.

А про любовь, что вам сказать. Мне повезло: у меня жена комсомолка, отличница, медалистка. Единственная четверка, которая не дала ей красный диплом, была по марксизму-ленинизму на госэкзамене. Ну и я ей до этого, совершенно не думая про красоту и не взглянув в зачетку, в которой, как оказалось, были только "отлично" — поставил четверку по предмету "Основы радиоэлектроники". Мне казалось, что она не совсем понимает, как работает электронное устройство. Она потом мне не раз говорила: "Я поняла, что ты захотел обратить на себя мое внимание". 

— Но раз вы поставили студентке четверку, каким образом вы вообще обратили на нее внимание?

шушкевич6.jpeg

— Четверка была на третьем курсе, а училась она пять с половиной лет. В какой-то момент словил себя на мысли, что она мне понравилась. И мы решили пожениться. Мама ее, по-моему, в обморок упала, что умница дочка выбрала мужа на 18 лет старше. Да еще к тому же с 12-летней дочкой.

— Для мужчины непростой шаг снова сделать предложение, когда через все это, казалось, уже прошел, понимаешь женскую психологию, и что больше в этот омут никогда...

— У меня никакого омута не было, была определенная рассудительность. Не сошлись с первой женой — и ладно. При разводе я оставил ей с дочкой все, в том числе и квартиру. Ушел из дома с небольшим чемоданчиком. Скандалов с первой женой не было, разошлись мирно, никто из нас ни на кого нигде не жаловался. Я часто ездил в командировки по Союзу, как и первая супруга, в итоге она — кандидат наук, высококвалифицированный химик — прошла по конкурсу и осела во Владивостоке на весьма престижной должности.

— Вы для себя не рассматривали возможность уехать за ней?

— Нет, я нигде, кроме как в Беларуси, жить не могу. Максимум — могу за рубежом читать лекции. Только не нужно говорить, что брак не выдерживает испытание расстоянием. Потому что самые серьезные ссоры происходят не из-за расстояний, а по глупости, на ровном месте, порой из-за сущего пустяка. Так что главное в браке — не начинать скандалить.

шушкевич3.jpeg

После развода ректор БГУ выделил мне комнату в студенческо-аспирантском общежитии. Я там довольно долго существовал. Потом мне предложили должность проректора Радиотехнического института. Могу раскрыть секрет: пошел я туда ради квартиры, и она оказалась приличной. На нынешнем бульваре Мулявина, возле филармонии, рядом с магазином "Столичный". Когда-то это была Деревоотделочная улица, потом — бульвар Луначарского, сейчас вот бульвар Мулявина.

— Слушайте, но студентка, совсем молоденькая, казалось бы, что она знала про любовь? Почему именно Ирина? Вас же многие домогались, взять хотя бы вьетнамскую студентку, которая, как вы рассказывали, вас под окном караулила.

— Мало того, спасения от нее не было, и это на виду у всех. Но я не был каким-то подонком, чтобы за это упрекать, этим хвастаться или пользоваться.

А Ирина мне очень понравилась, и я думаю, что она знала, что я не пошляк, человек серьезный, и хочу таких же отношений. Я уже не помню конкретных ухаживаний, да я и не романтик, поэтому сказал ей прямо: "Выходи за меня замуж". Но вначале она ничего не ответила.

И еще я очень любил ее фотографировать, у меня огромные фотоальбомы, что по тем временам, конец 70-х, было редкостью немыслимой. Я с 1946-го года занимаюсь фотографией. Помню, когда я делал предложение, принес Ире сверток больших фотографий. Я очень любил печатать фотографии большого формата и неплохо умел это делать. У меня на кафедре ядерной физики все студенты физфака проходили фото-практикум — обязательный элемент учебной программы. В то время моя кафедральная фотолаборатория была по-настоящему профессиональной. 

— Некоторые называют нынешнее время эпохой фастфуда, в том числе и в отношениях.

— Знаете, я к фастфуду привыкнуть никак не могу, может, потому, что люблю готовить сам. Вот сейчас, поскольку не дюже здоров, еду умудряется покупать жена. То, что мне какое-то блюдо в удовольствие, я выясняю за столом. Потому что жена лучше меня знает, что я люблю. А я стараюсь ее беречь, мне совестно смотреть, как она долго что-нибудь выготавливает. Сейчас много хороших кулинарий — проще купить, еще и дешевле выйдет.

У меня свои любимые примитивные блюда. Кислая капуста, которую я всю жизнь сам солю, картошка белорусская, мне ее доставляет мой друг фермер. Вкусная, оторваться невозможно.

шушкевич5.jpeg

А что касательно женщин и отношений, вот еще что. Женщины помимо прочих удовольствий, любят путешествия. Помню в мою бытность председателем Верховного Совета, меня пригласили на конференцию по объединению Кореи. Прислали приглашение на двух персон, билеты бизнес класса Минск — Франкфурт-на-Майне — Сеул. В качестве сопровождающего лица я взял с собой академика Михайлова, поскольку он хорошо владел несколькими иностранными языками. По своему невежеству я тогда еще не понимал, что в такие поездки всегда приглашают с супругой. Но зато после этого моя жена объездила и посмотрела со мной весь мир.

— А вы представляете, если бы сейчас рядом с вами не было Ирины?

— Так и меня бы не было, помер бы, — грустно усмехается Шушкевич, вспоминая Конфуция, который говорил, что "не дай Бог родиться в эпоху перемен". — Перемены сильно влияют на все, в том числе это лакмусовая бумажка проверки отношений на прочность. Есть такие ситуации, из которых нет выхода. Я не знал раньше, что такое существует. У кого-то это про здоровье, у кого-то про личное. Вот вы спрашиваете про секрет долгого брака. А ведь самые крепкие браки порой рушатся в одно мгновение от одной капли дегтя.

шушкевич.jpeg

Я удивлен, что она меня так долго терпит. Мы как-то выживаем в сложившихся обстоятельствах, в которых оказались. Вот чего я в своей жизни не знал — что бывают ситуации, в которых никто и ничто помочь не может. И это приходится переносить, терпеть. Я ведь привык, что всегда есть выход, можно найти решение. Раньше я думал, что кроме соматических, телесных болезней никаких других не существует. Теперь знаю, что существуют несоматические болезни, и что они губят людей.