Как просчитать, какая профессия будет востребована через 10-20 лет? Где узнать о трендах работодателей? Как выбрать работу, чтобы она приносила не только удовольствие, но и высокую зарплату? Актуальные вопросы Смартпресс задал Елене Клековкиной — создателю и директору Центра Executive-коучинга, развития и карьеры российской бизнес-школы Сколково. Более подробно эти темы Елена и другие международные спикеры будут обсуждать 14 декабря на бесплатном онлайн-форуме "UNICEF talks: проектируем будущее", ориентированном на родителей, подростков, бизнеса и всех, кто работает с детьми.
Корейские сериалы как вариант тренда в профессии
— Как быстро меняется востребованность той или иной профессии?
— Мы вступили в эру очень стремительных изменений, и тренды постоянно меняются. При этом нередко возникают хайповые профессии, которые через год-два исчезают, расписавшись в своей несостоятельности. Но многие новые направления действительно входят надолго в нашу жизнь. Каким образом эти тренды улавливать? Проще всего зайти на специализированные сайты, которые занимаются отслеживание трендов, изучить современные тенденции и контртренды.
— Почему их важно знать?
— К примеру, сейчас в тренде глобализация. Но чем активнее идет этот процесс, тем больше человек ценит локальные вещи. Таким образом тренд и контртренд помогают развитию друг друга. Например, Netflix открыл для нас огромное количество сериалов и фильмов на многих языках мира. Благодаря глобальному стриминговому сервису мы получили возможность увидеть не только голливудские фильмы, но и локальные корейские сериалы, тут же завоевавшие популярность во всем мире.
А теперь посмотрите на эту ситуацию в разрезе карьеры: у корейских режиссеров, сценаристов, актеров появился шанс работать в совсем другом масштабе, стать интересными глобальному рынку. Точно такие возможности открываются перед их белорусскими коллегами. Вот почему стоит наблюдать за трендами и развивать у себя трансформационный навык. Не загадывать одну карьеру на всю жизнь, а быть готовым доучиваться, переучиваться и быстро адаптироваться к тому, что происходит на рынке труда.
— То есть теперь надо искать не профессию, а сферу интересов, в которой я могу применить свои навыки?
— Каждый человек все равно выбирает для себя определенное направление: кому-то ближе медицина, другому инженерные направления, IT, дата-аналитика и финансы. Теперь у нас есть множество инструментов, позволяющий конструировать набор компетенций, который больше всего ценится работодателями. А это в свою очередь помогает направлять свои ресурсы туда, где и нам интересно, и спрос будет, и хорошая оплата труда.
Современные наниматели уже не рассматривают потенциальных сотрудников как людей, которым можно в рабочем пространстве присвоить одно определенную роль. Они ценят в будущем коллеге набор компетенций и навыков. Hard skills или "твердые" навыки – это то, чему научились. К примеру, претендуя на вакансию программиста у вас обязательно спросят, какие языки программирования вы изучали и какое портфолио у вас уже есть. Но не менее важны сегодня и soft skills или "мягкие" навыки: работодателю важно, насколько вы стрессоустойчивы, легко адаптируетесь к изменениям, умеете работать в команде. Пандемия заставила многие офисы освоить удаленный формат работы, поэтому нашему будущему руководителю очень важна ваша обязательность и умение соблюдать дедлайны. Для ведущих компаний "мягкие" навыки становятся все более весомыми.
Живя в Беларуси, пробежаться по программам Гарварда и Йеля
— По статистике программы многих вузов, в том числе и белорусских, значительно отстают от современных требований рынка труда. Где же тогда учиться профессии будущего?
— Вузы катастрофически отстают. По крайней мере в России очень мало современных университетов, которые умеют быстро адаптироваться, запускать новые программы, находить специалистов для ведения этих курсов, стимулировать преподавателей на следование трендам рынка труда. Поэтому параллельно с классическими вузами во всем мире развиваются образовательные стартапы (EdTech). К примеру, в США эта отрасль исчисляется миллиардами долларов.
Одной из первых подобных онлайн-платформ, произведших фактически революцию в сфере образования, была coursera. Ее основали в 2012-м году профессора информатики Стэндфордского университета. Сегодня здесь абсолютно бесплатно лучшие университеты и бизнес-школы мира (Гарвард, Йель и другие) выкладывают свои образовательные программы. Они чаще всего на английском языке, хотя с переводом платформа справляется все лучше и лучше.
В Старом и Новом Свете ежегодно появляются все новые стартапы: большие онлайн-платформы делают самое современное образование доступным для людей из любой страны, позволяют за небольшие деньги освоить языки программирования и многие современные специальности.
— Тогда нужно ли в принципе поступать в университет?
— В этом плане я консерватор. Когда в Сколково я выступаю перед ребятами 14-17 лет в нашей карьерной программе “Карьерный навигатор Junior”, то всегда призываю подростков получать классическое высшее образование. Оно предполагает создание “образа себя” себя через соприкосновение с интересными профессорами, нестандартными однокурсниками. Одна из главных функций обучения в университете – помочь молодым людям дозреть до состояния взрослого человека.
При этом я советую получать максимально сложное образование, пока у тебя гибкий мозг, пока ты максимально восприимчив к сложной информации. И постоянно напоминаю: не нужно думать, что этой базы вам хватит на всю жизнь. Оставляйте время для дополнительного образования. Добора новых знаний, а также оттачивания практических навыков, которые лучше всего все равно осваивать в рабочем пространстве: стажировки, волонтерство, какие-то специальные программы.
Три С карьеры и пять составляющих профессии
— У многих подростков есть хобби. Как понять, это всего лишь увлечение или будущая профессия?
— После школы нужно идти туда, где наиболее интересно. Важно понять свои сильные стороны. Для этого можно пройти специальное тестирование или расспросить у родных и друзей. Достаточно даже в мессенджере спросить у десятка приятелей, какие качества они ценят в тебе. Удивительно, но иногда мы не замечаем в себе того, что очевидно для окружающих.
Следующий шаг: соотнести свои сильные стороны с трендами, чтобы понять, что конкретно я могу делать, чтобы это было для кого-то полезно. Ведь чем хобби отличается от работы? В первом случае я что-то делаю исключительно для себя, во втором – создаю нечто полезное для других, за что мне и платят деньги.
И еще одна важная вещь — смысл твоей деятельности: будущая работа должна соотноситься с твоими ценностями. Мы в Сколково называем эту модель "три С карьеры": сильные стороны, спрос и смысл. Мне кажется, это самая правильная формула для самоопределения.
— Специалисты все чаще говорят о профессиональной идентичности. Что это?
— Мы в Сколково раскладывали этот термин на составляющие. У нас получилось пять компонентов. Первый — выбор географии, потому что мы находимся в глобальном мире и практически у каждого человека есть возможность поменять место обучения и проживания. Вспоминаю, как моя дочь мечтала учиться в Америке. В процессе обсуждения выяснилось, что она не очень любит конкуренцию и не стремится много зарабатывать. Для дочери гораздо важнее социальный вклад. Стало понятно, что ей не будет комфортно учиться в США, а вот находящаяся рядом Канада по своим ценностям ей гораздо ближе.
Второй — выбор отрасли. Тут ты спрашиваешь у себя, чем бы хотел заниматься: медициной, банковской сферой, фармацевтикой и т.д.
Третий — функция в выбранной отрасли, например, в образовании можно заниматься маркетингом, финансами, юридическими аспектами или преподавать.
Четвертый — деятельность. Так, в маркетинге есть много узких специализаций: можно заниматься исследованиями, связями с общественностью (в общении с журналистами представлять интересы своей компании), социальными сетями или организовывать мероприятия и масштабные конференции.
Пятый выбор касается типа занятости. Если практически все наши бабушки и дедушки шли работать по найму, а у родителей появилась такая альтернатива, как предпринимательство, то у для наших детей добавилось такое понятие, как самозанятость. Возьмем, к примеру, журналистику: сегодня самозанятый копирайтер, который помогает пресс-секретарям компаний и разным экспертам готовить классные статьи и публиковать их в разных изданиях, может заработать в разы больше, чем журналист, работающий в конкретном издании.
Желательно проговорить все эти развилки с тем, кому доверяешь, и выбор профессии станет очевидным.
"Родители часто передавливают, боясь, что что-то в судьбе их детей пойдет не так"
— Знаю айтишников, которые не могут себе представить, что их ребенок может выбрать другую профессию. Примиряться ли с выбором ребенка и стоит ли это делать?
— Мы, родители, уже очень сильно отстали от существующих трендов. Во многих вещах мы гораздо менее компетентны, чем наши дети. И это тоже нужно признавать. Кто-то ругает ребенка за постоянное сидение у компьютера и вряд ли задумывается, что, возможно, из него вырастет перспективный киберспортсмен. Кстати, некоторые ребята в этой сфере еще будучи школьниками стали зарабатывать гораздо больше, чем их родители.
Родителям важно объяснить ребенку, что свобода выбора сопряжена с ответственностью. Если ваш сын говорит, что он хочет быть актером и ему совсем неважно, сколько при этом он будет зарабатывать, не нужно тут же перечеркивать его мечту. Но я бы посоветовала устроить ему тестовый период: отправить на съемную квартиру или в общежитие и предложить прожить месяц-два на стандартную актерскую зарплату. Так вы поддержите стремление своего ребенка, но позволите ему получить опыт и еще раз взвесить свое решение, если этот выбор вызывает у вас сомнения.
— Как родителям избежать фразы: "Я лучше знаю, что тебе надо?"
— Проявляйте чуткость к своему ребенку, внимательно наблюдайте, во что он играет, что его интересует. Не бойтесь менять варианты, если что-то пошло не по плану. Тут приведу личный пример. Старший ребенок учился в гуманитарной школе и это было абсолютно гармонично. Изучение языков доставляло огромное удовольствие, позволило поступить в международный университет и свободно чувствовать себя на первом курсе практически наравне с местными ребятами. А младшему в этой же школе было неинтересно, потому что ему куда ближе точные науки, например, математика. За четыре года он обзавелся друзьями и не хотел что-то менять. Все-таки мы рискнули: в пятом классе перевели сына в математическую школу. И дело сразу пошло на лад, хотя, конечно, ребенку понадобилась наша помощь, чтобы наладить дружеские связи в новом коллективе.
Родителям важно принять, что ребенок имеет право на свою жизнь. Мы же часто не даем своим детям всей полноты выбора, передавливаем, потому что боимся, что что-то пойдет не так. Либо слишком сильно отпускаем, думая, что это поможет как-то быстрее взлететь. Чтобы чувствовать вот эту тонкую грань между этими двумя крайностями, необходимо развиваться вместе со своими детьми. Как? Тут помогут статьи психологов, хорошие книги и фильмы, например, анимационная картина "Головоломка", описывающая все наши чувства и страхи или книга “Тайная опора” Людмилы Петрановской.
С прицелом на столетнюю жизнь
— Существуют ли ограничения по возрасту, когда уже не стоит менять профессию?
— Не стоит думать об одной карьере на всю жизнь. Лучше выбирать какое-то довольно широкое профессиональное направление, а потом в нем развиваться, потом постоянно доучиваться. А порой нужно не бояться сменить даже вектор. И делать это без оглядки на возраст. В Сколково на мою программу “Executive-коучинг для развития руководителей, топ-команд и организаций” приходят сорокалетние успешные менеджеры и предприниматели. Эти люди помимо работы в корпорациях и управлении собственным бизнесом хотят заниматься развитием других людей и некоторые постепенно полностью меняют свою профессиональную деятельность.
Выбирая новый вектор, важно давать себе отчет, что переход из одной карьеры в другую будет происходить постепенно. Обычно на дополнительное образование и обретение новых клиентов уходит от года до трех лет. На этот период важно запастись деньгами, ведь в переходный период человек потеряет в доходах.
— Многие боятся начинать все с нуля.
— Я бы не была так категорична: у человека остается багаж в виде знаний, навыков. Время нужно, чтобы заново построить свой личный бренд, укрепить репутацию, набраться профессионализма. Переживающим я бы посоветовала почитать книгу "Столетняя жизнь" преподавателей Лондонской школы бизнеса. Она о главном тренде современного мира: человек живет дольше, но на долгую качественную жизнь нужно больше денег, соответственно, выход на пенсию для многих сдвигается годам к восьмидесяти. Чтобы от 80 до 100 лет спокойно отдыхать на накопленные деньги, придется думать о карьере с 60 до 80 лет. И если это действительно наше будущее, то переходы из одной профессиональной идентичности в другую станут для нас неизбежностью, а трансформационные навыки приобретут критическое значение.
14 декабря Елена Клековкина выступит на бесплатном онлайн-форуме “UNICEF talks: проектируем будущее” с темой “Какие профессии будут востребованы в будущем”. Если вам интересно узнать ответ на этот вопрос, регистрируйтесь на форум по ссылке.
Автор: Анастасия Панкратова