Соучредитель образовательного центра "100 баллов" Евгений Ливянт рассказал Смартпресс о том, что его поразило во вступительной кампании 2021 года.
- Что показала вступительная кампания 2021 года?
- Итоги вступительной кампании 2021 года показали, что в медицинские вузы (подчиняются министерству здравоохранения) большие конкурсы, высокие проходные баллы и на бюджет, и на платное, все места заняты, а во всех педагогических вузах недобор даже на бюджет, понятие проходного балла вообще не существует, поступают все, кто подал документы, даже с незнанием таблицы умножения (не шутка!). Такое разительное отличие результатов поступления в медицинские и педагогические вузы заставило меня задуматься о причинах этого, на первый взгляд, очень странного явления. Я подумал о необъяснимых различиях в системах здравоохранения и образования.
- Неужели ситуации в медицине и образовании настолько разные?
- История с коронавирусом отчетливо показала — дистанционное образование в школах на сегодняшний день даже не начиналось, несмотря на то, что в условиях пандемии скоро уже пойдет третий учебный год. Давайте сравним: в медицине уже организовали, постоянно расширяют и совершенствуют дистанционную диагностику и лечение, а в системе образования не сделано вообще ничего. Вы можете представить, чтобы врач дистанционно провёл диагностику и назначил лечение, а ему за эту работу не заплатили, а назначенное лечение признали незаконным? А в школе именно так! Даже если учитель решит провести для школьников урок дистанционно, то ему за него не заплатят, а выставленные оценки будут признаны недействительными, так как дистанционное обучение и аттестация в школах запрещены.
Другой пример. Вы можете себе представить, чтобы министерство здравоохранения решило бы не открывать или не развивать передовые профильные медицинские центры с самым современным оборудованием (кардиологические, онкологические, неврологии и ортопедии, по пересадке органов и множество других), а наоборот, приняло бы решение, что все больницы должны быть одинаковыми и универсальными? Конечно, бред! Но в школьном образовании именно так: министерство образования, по сути, превратило все гимназии в обычные школы, часть лицеев тоже уже превращены в обычные школы, а оставшиеся с трудом удалось пока отстоять (весной 2021 года их в очередной раз попытались "перепрофилировать").
Третий пример. Мне надо было перейти из одной поликлиники в другую. Я пришёл в "старую" и написал заявление, потом написал заявление в "новую". Всё просто, по заявительному принципу. И при этом никто не требовал от меня обращаться по всем проблемам именно в эту поликлинику. Выбор за мной, в том числе, если речь идёт и о моих детях. Со школами с точностью до наоборот: строго по прописке, которую проверяют и перепроверяют, чтобы была не меньше года. Нельзя учить часть предметов в одной школе, а часть в другой, нельзя учиться дистанционно. Родители ничего не могут выбирать!
Ещё пример. Сравним частную медицину и частное образование. Уже повсюду частные медицинские центры, разнообразные кабинеты, аптеки, диагностика и анализы, только ещё в деревнях нет, и то не уверен. Частные медицинские учреждения есть и на первых этажах жилых зданий, и в офисных помещениях, и в полуподвальных. Понятно, что частный медицинский бизнес решает и социальные задачи — разгрузка поликлиник. Снижена и коррупционная составляющая в медицине. Вместо того, чтобы искать хорошего врача и оборудование в государственной структуре и пытаться попасть куда-то вне очереди, используя не очень законные методы, вы идете в частный центр, легально платите деньги, государство получает налоги. И не надо искать какие-то обходные пути.
А с частными школами происходит что-то непонятное. Министерство образования ведь даже не говорит, что запрещает открывать частные школы. Оно говорит: пожалуйста, открывайте, вот законодательство. А оно, как говорил Ленин, формально правильное, а по сути издевательское. Чтобы открыть школу, нужно отдельно стоящее здание и отдельная территория, удовлетворяющие многим требованиям, часть из которых весьма странная. Нельзя организовать школу в офисном здании, даже если есть отдельный вход и отдельный блок. Опять же необходимые здания с прилегающими территориями в Минске и не только, найти, практически, невозможно, да и стоят они безумно дорого. С другой стороны, многие государственные школы не выполняют требования, заложенные самим же министерством образования. Но на это закрываются глаза. Например, столичная гимназия №41— одна из лучших, но уже несколько лет она находится в центре строительства дорожной развязки, пока новое здание для гимназии еще не построили. Часто частные школы обвиняют в том, что они не проводят какие-то уроки. Например, ни одна из них не может полноценно проводить уроки труда по программе, потому что кроме большого помещения нужны станки (столярные токарные, слесарные), которые стоят сумасшедших денег. Но опять же во многих государственных школах не хватает учителей, в том числе, по профильным предметам. Их заменяют другие учителя или уроки просто не проводят (это правда), но главное — их записывают в журнал, по бумагам все хорошо. Многие школы у нас перегружены, 30 и даже 35 человек в классе — не редкость. И я бы даже не ставил это школам в упрек, они делают, что могут. И никто не закрывает государственную школу потому, что там не хватает учителей, количество учеников в классе в полтора–два раза превышает нормы, установленные Кодексом об образовании, или имеются другие недостатки. А с частными школами наоборот. Чуть что — закрыть.
В целом же частные школы — это и рабочие места, и налоги в казну, и разгрузка государственных школ, и уменьшение коррупционной составляющей. Я уже не говорю про само образование, про возможность искать новые педагогические решения, которые смогут в дальнейшем использовать другие школы, если сочтут эти решения для себя полезными. Если взять статистку по частным школам постсоветского пространства, везде их количество стремительно растет. И в "коммунистическом" Китае число частных школ уже больше 30% — этот факт многих шокирует. И их устройство там очень сложное и вариативное — полностью частные, частно-государственные и т.д.. А у нас частные школы составляют 0,2 - 0,3%. А если брать школы, которые работают со старшеклассниками и у которых есть аккредитация на выдачу документов государственного образца, их на всю страну, наверное, не больше семи.
- И все-таки, на ваш взгляд, в чем причина такой разницы?
И у меня есть ответ о причинах таких результатов вступительной кампании в вузы. Если в государственном здравоохранении, несмотря на имеющиеся претензии, есть значительные достижения и успехи (новые медицинские центры, технологии и методы лечения, новое оборудование, уникальные операции), то в образовании продемонстрировать нечего. Ни одного реального достижения за последние лет пять. Ну или я о них ничего не знаю.