В начале нового учебного года образовательный центр “100 баллов - Гродно” отметит свой четвертый день рождения. За это время здесь прошли обучение и подготовились к ЦТ десятки учеников, большинство сегодня - успешные студенты белорусских вузов. Как заинтересовать ребенка учиться, чем процесс отличается от школьного и почему репетитор - чуть-чуть психолог, рассказала в интервью Смартпресс соучредитель образовательного центра “100 баллов - Гродно” Марина Лазарчик.
Нет отбора учащихся
Наш центр принимает всех учеников. И естественно, что у каждого - абсолютно разный уровень знаний, который определяется тестом. И наши педагоги, несмотря на занятия в группе, работают с ребятами индивидуально, стараясь поднять уровень знаний каждого. Со временем учащиеся начинают понимать школьные предметы, решать сложные задачи. Как результат - у детей появляется интерес учиться. Для нас это главное.
У нас много мотивированных учеников: они хотят учиться, поступить в хороший вуз. Но иногда приходят абсолютно немотивированные. Здесь можно провести аналогию с доктором: он не выбирает, кого лечить. Но когда у тяжелобольного есть улучшения - это радость. Так и с учителем: приходит к нему ребенок, воспринимающий учебу как нечто навязанное родителями, и вдруг на каком-то этапе у него появляется интерес и стимул - это точно такая же большая радость.
Чем отличается школа и образовательный центр… В какой-то момент сложилось мнение, что все должны быть отличниками. Давайте подумаем: кто такой отличник по школьным меркам? Отличник - тот, кто практически не делает ошибок или не допускает их вовсе. А двоечник - тот, кто ошибается много. В нашем центре нет такого подхода: ребенок должен быть отличником любой ценой. Хорошо иметь знания в какой-то сфере, хорошо применять их в жизни.
Общение - это магия
Согласитесь: каждый школьный предмет у нас ассоциируется с педагогом, который его вел. Самое главное в работе учителя и ученика - это процесс общения, особенно на начальном этапе. Как только происходит контакт, дальше - дело техники. А если между педагогом и учеником “молнии” не произошло, то тяжело достичь высоких результатов. Это магия, наверное, но это важно. Если ученик приходит с баллом репетиционного тестирования 17, а сдает в итоге на 65 - он сделал колоссальный шаг.
Групповые занятия стимулируют
Групповые занятия в нашем центре стимулируют смотреть на сверстников. Ребята взрослеют в среде, в которую они попадают. И если работают в группе с мотивированными ребятами - начинают тянуться. Конечно, в качестве стимула мы можем рассказывать, как бизнесмены становятся успешными, но это далеко от них.
Хоть занятия и групповые, в нашем центре учащиеся общаются напрямую с учителем, говоря о своих пробелах. Все ребята работают со своими темами и в своём темпе, каждый стремится обогнать соседа и показать лучший результат. Группы, кстати, у нас небольшие (до 8 человек). Почему в центре дети начинают учиться? Потому что здесь все считают это нормой.
Без отметок
У нас нет отметок, есть только контакт с родителями в личном кабинете ученика. Это позволяет узнать, сделал или нет их ребёнок домашнее задание, а также проконтролировать качество работы на занятии. Такого, чтобы ставить 8, 9 или 10, у нас нет.
Учеба как норма жизни
Проведем аналогию: все занимаемся физкультурой, ходим в спортзал. Но в какой-то момент наступает соревнование - надо быть лучшим. Тогда нужен тренер, индивидуальная настройка и программа. Репетитор как тренер должен помочь найти сильные стороны и развить их. Года два назад, когда мы заканчивали занятия, я решила узнать у ребят, что в нашем центре особенного? Думала, услышу о душевности и дружественности… А все сказали: "Нацеленность результат!"
У нас нет маркетинговой мотивации: будешь учиться - будет пряник, будешь учиться - будешь крутым бизнесменом. Это не работает. Вы ходите на работу - это нормально. Мыть руки - это нормально. Правильно в обществе закрепить понимание, что ребенок должен учиться. А когда мы начинаем дискутировать - надо или нет, а дети это слышат - тогда надо применять мотивацию.
Мы все хвалим маленького ребенка, когда он учится ходить или складывать кубики. А когда он переходит из начальной школы в среднюю - мы ищем мотивацию.
Дети считывают все очень быстро: если мы сами сомневаемся, они тоже начинают сомневаться в том, что это необходимо. Это дома могли удивляться: да ты учишься! Нет, здесь это обычное дело.
Оправдываем название “100 баллов”
В центре достаточно хорошие результаты каждый год - мы оправдываем свое название. Так, в этом году наша ученица сдала ЦТ по биологии на 100 баллов. Сотня - это абсолютный результат, это то, к чему хочется стремиться, но все мы понимаем, что 100 баллов - это должно сойтись все: знания, психологическая готовность, благоприятные внешние обстоятельства. Результаты наших выпускников на ЦТ в этом году впечатляют: более 40% всех учащихся получили итоговый балл от 80 и выше. А средний балл в центре по всем предметам - 76. Конечно, труд учителя и ученика сложно оценить в цифрах, но такими высокими результатами мы гордимся.
Новый учебный год: арт-терапия, шахматы и IT
В нашем центре в Гродно, в отличие от других городов, есть проект “Буквица”, где проходят творческие занятия и даже арт-терапия. В проекте с каждым годом все больше детей с особенностями развития, они находят себя в мастерской. В этом году мы смогли организовать выставку детских работ, которую посетило большое количество жителей нашего города. Мы будем и дальше развивать этот проект.
Кроме обычных школьных предметов, по которым проходят подготовку ребята, в этом году у нас появится направление “Шахматы”, возглавит которое один из самых известных в Гродно тренеров. Также продолжим развивать робототехнику: впервые появится платформа TRIP, с помощью которой ребята будут учиться программированию.